Лучший педагог года

Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»

Наталья Синицына
Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»

Тема:

«Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел».

Цель:

1. Закрепить представление у детей о жанре сказки, сказочниках.

2. Помочь детям понять замысел сказки.

3. Помочь сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям.

4. Учить пересказывать сказку, используя схемы.

Публикация «Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах

5. Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится, воду замутить.)

6. Закреплять знания детей о загадках и частушках.

7. Развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса и козел».

Оборудование:

Схемы по частям сказки; маски лисы и козла; аудиозапись сказки; музыкальное сопровождение к частушкам.

Ход:

Воспитатель. Что такое сказка?

Дети. Необыкновенные события, необыкновенная история.

В. - Какие сказки о животных вы знаете?

Дети перечисляют.

Кто сочиняет сказки?

Д. Сказочники, писатели.

В. Сейчас вы прослушаете литературное произведение «Лиса и козел». (Слушают). Что вы прослушали: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?

Дети высказываются

В. О чем эта сказка? (о хитрости и глупости.)

В. Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему?

(нежным, ласковым; высказываются; используется маска)

В. Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? Почему? (грубым, резким, бранилась; высказываются.)

В. Какой показан козел в сказке? Как он разговаривал с лисой?

Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька)

(бородатый, глупый, невнимательный; высказываются; используется маска.)

В. Чему учит сказка?

- Где хитрость – держи ушки на макушке; не зевай по сторонам; век живи, век учись.

В. Как называется сказка? Придумайте свое название сказки.

Давайте поиграем в сказку.

Рассматривают схемы. – Какого цвета лиса?

Д. Она пушистая и рыжая, поэтому она обозначена оранжевым кругом.

В. Какого цвета козел? На какую фигуру похожа его голова?

Д. Треугольник, так как он с рогами и бородой.

В. Хозяин на какую фигуру похож?

Д. Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Дети пересказывают сказку по схемам.

Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость».

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурят брови. Голову наклоняют вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел : постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса : прищуривают глаза, делают повороты туловищем.

В. Сейчас мы поиграем в игру на внимание и смекалку. В этой сказке много интересных слов и выражений, я хочу, чтобы вы мне их объяснили.

- Послушайте, какое интересное слово «горюет». Как можно сказать по-другому?

Д. Печалится, грустить…

В. Браниться…

Д. Ругаться…

В. На ворон зазеваться…

Д. Быть невнимательным.

В. Воду замутить…

Д. Вода грязная.

В. Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце?

Д. Хороша водица.

В. Это какая вода?

Д. Холодная, чистая.

В. В сказке говорится : «лиса вскочила на спину козлу». Почему вскочила, а не залезла?

Дети высказываются.

В. Молодцы! Вы много мне слов объяснили и были догадливыми и внимательными.

В. А еще я хочу сегодня поговорить с вами о загадках и частушках,они тоже являются устным народным творчеством.

- Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост- краса, кто ж это? ( дети отвечают : «Лиса»). Что я вам сказала : частушку или загадку?

Дети отвечают.

- А это?

Письму лисичку дед учил

А вышли- то каракули.

Лиса двойку получила

И оба горько плакали.

Дети отвечают.

Тоже про козлика.

- Козлик вышел погулять

В новеньких ботиночках

Все зверята говорят,

Что он как картиночка.

- Серенький, но не волчок. С рожками, но не барашек. С бородой, но не дедушка.

Дети отвечают.

В. Ребята, чем отличаются частушки от загадок?

Д. В частушках говорится, о ком они поются, а в загадках предмет не называется, и нужно догадаться, о чем речь.

В. А чем похожи частушки и загадки?

Д. Частушки и загадки складные, коротенькие.

В. Давайте придумаем частушки про козла и лису из сказки «Лиса и козел». Я буду начинать, а вы заканчивать фразы так, чтобы получилось складно. (используется аудиозапись.)

По дороге шел козел,

Бородой…

Дети:

Потрясывал…

Восп. :

Головой поматывал,

По сторонам…

Дети:

Поглядывал.

Восп. :

Шла лисица по дороге,

Рыжая…

Дети:

Плутовка.

Восп. :

Зазевалась на…

Дети:

Ворон,

Восп. :

В яме плачет…

Дети:

Горько.

Восп. :

Ты, лисица, не реви

И козла ты не дури,

Ты, плутовка, не плачь,

Я куплю тебе…

Дети:

Калач.

Итог: Самооценка детей.

Русская народная сказка

«Лиса и козел».

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

- Что ты там, лисонька, поделываешь?

- Отдыхаю, голубчик,- отвечает лиса, - там, наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо!

Водицы холодненькой – сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется

- Хороша ли водица- то?- спрашивает козел.

- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул козел не подумавши, чуть лисы не задавил. А она ему:

- Эх, бородатый, и прыгнуть- то неумел – всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу- то его дед отыскал и за рога вытащил.

Публикации по теме:

«В стране сказок» Познавательно-творческий проект.«В стране сказок» Познавательно-творческий проект. Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный. Продолжительность проекта: учебный год. Проблема: недостаточный уровень знаний о жанре.

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»
Опубликовано: 9 мая 2014 в 16:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД