Наталья Синицына
Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел».
Цель:
1. Закрепить представление у детей о жанре сказки, сказочниках.
2. Помочь детям понять замысел сказки.
3. Помочь сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям.
4. Учить пересказывать сказку, используя схемы.
Публикация «Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
5. Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится, воду замутить.)
6. Закреплять знания детей о загадках и частушках.
7. Развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса и козел».
Оборудование:
Схемы по частям сказки; маски лисы и козла; аудиозапись сказки; музыкальное сопровождение к частушкам.
Ход:
Воспитатель. Что такое сказка?
Дети. Необыкновенные события, необыкновенная история.
В. - Какие сказки о животных вы знаете?
Дети перечисляют.
Кто сочиняет сказки?
Д. Сказочники, писатели.
В. Сейчас вы прослушаете литературное произведение «Лиса и козел». (Слушают). Что вы прослушали: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?
Дети высказываются
В. О чем эта сказка? (о хитрости и глупости.)
В. Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему?
(нежным, ласковым; высказываются; используется маска)
В. Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? Почему? (грубым, резким, бранилась; высказываются.)
В. Какой показан козел в сказке? Как он разговаривал с лисой?
Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька)
(бородатый, глупый, невнимательный; высказываются; используется маска.)
В. Чему учит сказка?
- Где хитрость – держи ушки на макушке; не зевай по сторонам; век живи, век учись.
В. Как называется сказка? Придумайте свое название сказки.
Давайте поиграем в сказку.
Рассматривают схемы. – Какого цвета лиса?
Д. Она пушистая и рыжая, поэтому она обозначена оранжевым кругом.
В. Какого цвета козел? На какую фигуру похожа его голова?
Д. Треугольник, так как он с рогами и бородой.
В. Хозяин на какую фигуру похож?
Д. Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.
Дети пересказывают сказку по схемам.
Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость».
Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.
Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурят брови. Голову наклоняют вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел : постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса : прищуривают глаза, делают повороты туловищем.
В. Сейчас мы поиграем в игру на внимание и смекалку. В этой сказке много интересных слов и выражений, я хочу, чтобы вы мне их объяснили.
- Послушайте, какое интересное слово «горюет». Как можно сказать по-другому?
Д. Печалится, грустить…
В. Браниться…
Д. Ругаться…
В. На ворон зазеваться…
Д. Быть невнимательным.
В. Воду замутить…
Д. Вода грязная.
В. Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце?
Д. Хороша водица.
В. Это какая вода?
Д. Холодная, чистая.
В. В сказке говорится : «лиса вскочила на спину козлу». Почему вскочила, а не залезла?
Дети высказываются.
В. Молодцы! Вы много мне слов объяснили и были догадливыми и внимательными.
В. А еще я хочу сегодня поговорить с вами о загадках и частушках,они тоже являются устным народным творчеством.
- Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост- краса, кто ж это? ( дети отвечают : «Лиса»). Что я вам сказала : частушку или загадку?
Дети отвечают.
- А это?
Письму лисичку дед учил
А вышли- то каракули.
Лиса двойку получила
И оба горько плакали.
Дети отвечают.
Тоже про козлика.
- Козлик вышел погулять
В новеньких ботиночках
Все зверята говорят,
Что он как картиночка.
- Серенький, но не волчок. С рожками, но не барашек. С бородой, но не дедушка.
Дети отвечают.
В. Ребята, чем отличаются частушки от загадок?
Д. В частушках говорится, о ком они поются, а в загадках предмет не называется, и нужно догадаться, о чем речь.
В. А чем похожи частушки и загадки?
Д. Частушки и загадки складные, коротенькие.
В. Давайте придумаем частушки про козла и лису из сказки «Лиса и козел». Я буду начинать, а вы заканчивать фразы так, чтобы получилось складно. (используется аудиозапись.)
По дороге шел козел,
Бородой…
Дети:
Потрясывал…
Восп. :
Головой поматывал,
По сторонам…
Дети:
Поглядывал.
Восп. :
Шла лисица по дороге,
Рыжая…
Дети:
Плутовка.
Восп. :
Зазевалась на…
Дети:
Ворон,
Восп. :
В яме плачет…
Дети:
Горько.
Восп. :
Ты, лисица, не реви
И козла ты не дури,
Ты, плутовка, не плачь,
Я куплю тебе…
Дети:
Калач.
Итог: Самооценка детей.
Русская народная сказка
«Лиса и козел».
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, поделываешь?
- Отдыхаю, голубчик,- отвечает лиса, - там, наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо!
Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется
- Хороша ли водица- то?- спрашивает козел.
- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул козел не подумавши, чуть лисы не задавил. А она ему:
- Эх, бородатый, и прыгнуть- то неумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу- то его дед отыскал и за рога вытащил.