Папки-передвижки

Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»

Наталья Синицына
Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:

«Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел».

Цель:

1. Закрепить представление у детей о жанре сказки, сказочниках.

2. Помочь детям понять замысел сказки.

3. Помочь сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям.

4. Учить пересказывать сказку, используя схемы.

Публикация «Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах

5. Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится, воду замутить.)

6. Закреплять знания детей о загадках и частушках.

7. Развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса и козел».

Оборудование:

Схемы по частям сказки; маски лисы и козла; аудиозапись сказки; музыкальное сопровождение к частушкам.

Ход:

Воспитатель. Что такое сказка?

Дети. Необыкновенные события, необыкновенная история.

В. - Какие сказки о животных вы знаете?

Дети перечисляют.

Кто сочиняет сказки?

Д. Сказочники, писатели.

В. Сейчас вы прослушаете литературное произведение «Лиса и козел». (Слушают). Что вы прослушали: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?

Дети высказываются

В. О чем эта сказка? (о хитрости и глупости.)

В. Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему?

(нежным, ласковым; высказываются; используется маска)

В. Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? Почему? (грубым, резким, бранилась; высказываются.)

В. Какой показан козел в сказке? Как он разговаривал с лисой?

Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька)

(бородатый, глупый, невнимательный; высказываются; используется маска.)

В. Чему учит сказка?

- Где хитрость – держи ушки на макушке; не зевай по сторонам; век живи, век учись.

В. Как называется сказка? Придумайте свое название сказки.

Давайте поиграем в сказку.

Рассматривают схемы. – Какого цвета лиса?

Д. Она пушистая и рыжая, поэтому она обозначена оранжевым кругом.

В. Какого цвета козел? На какую фигуру похожа его голова?

Д. Треугольник, так как он с рогами и бородой.

В. Хозяин на какую фигуру похож?

Д. Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Дети пересказывают сказку по схемам.

Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость».

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурят брови. Голову наклоняют вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел : постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса : прищуривают глаза, делают повороты туловищем.

В. Сейчас мы поиграем в игру на внимание и смекалку. В этой сказке много интересных слов и выражений, я хочу, чтобы вы мне их объяснили.

- Послушайте, какое интересное слово «горюет». Как можно сказать по-другому?

Д. Печалится, грустить…

В. Браниться…

Д. Ругаться…

В. На ворон зазеваться…

Д. Быть невнимательным.

В. Воду замутить…

Д. Вода грязная.

В. Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце?

Д. Хороша водица.

В. Это какая вода?

Д. Холодная, чистая.

В. В сказке говорится : «лиса вскочила на спину козлу». Почему вскочила, а не залезла?

Дети высказываются.

В. Молодцы! Вы много мне слов объяснили и были догадливыми и внимательными.

В. А еще я хочу сегодня поговорить с вами о загадках и частушках,они тоже являются устным народным творчеством.

- Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост- краса, кто ж это? ( дети отвечают : «Лиса»). Что я вам сказала : частушку или загадку?

Дети отвечают.

- А это?

Письму лисичку дед учил

А вышли- то каракули.

Лиса двойку получила

И оба горько плакали.

Дети отвечают.

Тоже про козлика.

- Козлик вышел погулять

В новеньких ботиночках

Все зверята говорят,

Что он как картиночка.

- Серенький, но не волчок. С рожками, но не барашек. С бородой, но не дедушка.

Дети отвечают.

В. Ребята, чем отличаются частушки от загадок?

Д. В частушках говорится, о ком они поются, а в загадках предмет не называется, и нужно догадаться, о чем речь.

В. А чем похожи частушки и загадки?

Д. Частушки и загадки складные, коротенькие.

В. Давайте придумаем частушки про козла и лису из сказки «Лиса и козел». Я буду начинать, а вы заканчивать фразы так, чтобы получилось складно. (используется аудиозапись.)

По дороге шел козел,

Бородой…

Дети:

Потрясывал…

Восп. :

Головой поматывал,

По сторонам…

Дети:

Поглядывал.

Восп. :

Шла лисица по дороге,

Рыжая…

Дети:

Плутовка.

Восп. :

Зазевалась на…

Дети:

Ворон,

Восп. :

В яме плачет…

Дети:

Горько.

Восп. :

Ты, лисица, не реви

И козла ты не дури,

Ты, плутовка, не плачь,

Я куплю тебе…

Дети:

Калач.

Итог: Самооценка детей.

Русская народная сказка

«Лиса и козел».

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

- Что ты там, лисонька, поделываешь?

- Отдыхаю, голубчик,- отвечает лиса, - там, наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо!

Водицы холодненькой – сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется

- Хороша ли водица- то?- спрашивает козел.

- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул козел не подумавши, чуть лисы не задавил. А она ему:

- Эх, бородатый, и прыгнуть- то неумел – всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу- то его дед отыскал и за рога вытащил.

Публикации по теме:

«В стране сказок» Познавательно-творческий проект.«В стране сказок» Познавательно-творческий проект. Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный. Продолжительность проекта: учебный год. Проблема: недостаточный уровень знаний о жанре.

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»
Опубликовано: 9 мая 2014 в 16:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами на основе русской народной сказки «Лиса и козел»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синицына (УИ 217588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД