Конспект НОД для старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ

Светлана Железнякова
Конспект НОД для старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ

Конспект НОД для старшей группы на тему:

«Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ.

Цель: Знакомить воспитанников с жизнью народов Севера.

Задачи:

- познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

-способствовать развитию интереса к национально-художественным традициям народов севера;

-способствовать формированию чувства уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование:

Презентация по теме, Карта России, картинки с изображением природы Севера, животного мира, растительности, национальной одежды; веточки деревьев, 10 см, картонное кольцо или длинная веревка с петлей, столы и стулья;материалы для изобразительной деятельности: бумага, кисти, краски «Акварель», баночки, тряпочки.

Словарная работа: тундра, оленеводы, нарты, маут, каюр, малица.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Ход занятия:

Воспитатель с детьми находит в группе письмо, в котором лежит цветик-семицветик. Воспитатель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: ребята, из какой сказки эти стихи?

Дети: цветик – семицветик.

Воспитатель: да, правильно. Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она там оказалась и быстро попросилась домой. Почему?

Дети: там очень холодно и она испугалась белых медведей.

Воспитатель: Она загадала это желание, потому что не знала ничего о Севере.

Воспитатель приглашает детей подойти к карте России:

Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

Воспитатель показывает границу России

Воспитатель: В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте Северную часть России).

Воспитатель: Вы хотите попасть на Север?

Воспитатель с помощью лепестка и стихотворения из сказки предлагает детям попасть на север.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же на Северном полюсе оказались!

(Воспитатель с детьми садятся на стульчики для просмотра слайдов).

Воспитатель: На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление-северное сияние. На севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Еще там можно встретить карликовую березу. Почему она называется карликовой?

Дети: маленькая, низкая.

Воспитатель: Какие вы ягоды собираете в лесу?

Дети: землянику, чернику, малину.

Воспитатель: В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, это брусника, голубика, морошка. А каких животных севера вы знаете?

Дети: белый медведь, тюлень, морж.

Воспитатель: ещё в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы,населяющие тундру: якуты, эвенки и многие другие. Их профессия –оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди.

Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм-идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного ледовитого океана. То место, где живут оленевод, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур

Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень-животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.

Посмотрим на тех, кто живет на севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. Кого вы видите на этой картинке?

(Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть).

Воспитатель: что делают дети?

Дети: катаются на санях.

Воспитатель: Эти легкие длинные сани называются нартами Дети Севера играют в разные игры. Например, у них есть такая игра «Олени и оленеводы».

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в эту игру?

Дети: да.

(Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение):

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в оленей и оленеводов!

Воспитатель достает коробку с атрибутами для игры («оленьи рога» и маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей)

Игра «Олени и оленеводы»

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — оленеводы — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а оленеводы стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый оленевод сам выбирает момент для набрасывания маута.

Воспитатель: ну, вот мы и поиграли в игру, а теперь нам нужно возвращаться.

(Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение):

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в прежних детей!

Дети садятся на стульчики, воспитатель продолжает рассказ.

Воспитатель: Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

(дети отвечают).

Воспитатель: это длинный шест. Зачем он ему?

Дети: чтобы погонять оленей.

Воспитатель: везде снег. Как вы думаете, детям холодно?

Дети: нет.

Воспитатель: почему вы решили, что не холодно?

Дети: на них теплая одежда.

Воспитатель: рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Дети: из меха.

Воспитатель: да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта. Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки.

Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и расписать большой ковер орнаментами Севера,отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в художников!

Дети коллективно рисуют «Орнаменты Севера»

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде. Спасибо вам за удивительное путешествие, а теперь нам нужно превратиться в настоящих детей и вернуться в детский сад.

Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в настоящих детей и вернулись в детский сад!

Дети садятся на свои места. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Праздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов СевераПраздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов Севера 26 апреля 2019 года в наш детский сад была приглашена Рахимова Елена Едайковна из центра национальных культур «Монтажник». Для ознакомления.

Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари»Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари» Все мы знаем, что 23 октября исполнилось 95 лет прекрасному поэту и сказочнику, Джанни Родари. В нашем саду был создан проект по подготовке.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей логопедической группе (фотоотчёт)Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей логопедической группе (фотоотчёт) Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всегда рада встрече с вами на своей страничке! Сегодня хочу представить вашему вниманию материал,который.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД для старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 11:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 марта. День весенних прогулок на МААМ

Весна – удивительное и красивое время года. Медленно, но верно происходит оживление природы после зимней спячки, и перемены эти происходят буквально на глазах. Повсюду в природе наступает славная пора...

29 марта. День первоцветов на МААМ

Пара зеленых листиков-стрелок и колокольчик на тонкой ножке — так выглядит галантус, один из первых весенних цветов. Разные народы называют его по-своему — подснежник, снежинка, снежная сережка, капля или...

Картотека дидактических игр
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством...
Консультация «Нетрадиционные методы рисования»
Приложение №9 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. п. Зольское Консультация «Нетрадиционные...
Лепка из пластилина «Грибочки»
анятие по лепке на тему «Грибы» для первой младшей группы. план-конспект занятия по аппликации, лепке ( младшая группа) на тему Майзурова Елена Ефремовна...