МААМ-картинки

Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»

Светлана Колтунова
Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»

«Звуки и буквы. Согласные звуки»

Цель занятия: знакомство с согласными звуками знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

Задачи:

• Повторить отличия согласных звуков от гласных.

• Повторить как проверять парные согласные в середине слова.

• Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

• Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

Публикация «Методическая разработка учителя-дефектолога „Звуки и буквы, Согласные звуки“» размещена в разделах

• Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Ход занятия.

Организационный момент. Мотивация.

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!

- Проверим свою осанку, стоят ли ноги на полу.

II. Повторение ранее изученного

На доске слова:

Ст. рик, св. стеть, стр. жи, с. стра.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Прочитайте слова вслух.

- Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Предполагаемые ответы детей:

«вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму, составить словосочетания…»

- Вам необходимо вставить пропущенную букву и поставить ударение. Один ученик работает у доски.

Открываем тетради, выполняем задание.

Каждому отвечающему задаются вопросы:

- Какую букву вставил?

- Почему?

-закрываем тетради.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы занятия.

- Итак, с какими звуками мы сейчас работали? (гласными)

- Ребята, чем схожи все эти 4 слова по написанию (они начинаются с буквы «с»)

- Какие звуки обозначаются буквой «С»? (звуками [с], [с’])

- Давайте, выделим первый звук, в слове старик (дети хором произносят звук)

- Молодцы!

- Теперь выделите первый звук в слове сестра.

- Что происходит с воздушной струей при воспроизведении звука [с], [с’]? (она встречает преграду в виде зубов и языка); (при необходимости, можно еще раз произнести звуки).

- Если воздушная струя встречает преграду, то какие эти звуки? (согласные)

- Кто может определить тему урока? (тема урока – согласные звуки)

- Молодцы!

IV. Работа над новой темой

- Давайте дадим полную характеристику этим звукам.

- Дайте характеристику первому звуку в слове старик (В слове старик первый звук [с] – он согласный, твердый, глухой, парный) (отвечает один ученик)

- Молодец!

- Дайте характеристику первому звуку в слове сестра (В слове сестра первый звук [с’] – он согласный, мягкий, глухой, парный) (отвечает один ученик)

- Молодец!

- Как определить звук звонкий или глухой? (Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий.) (если у ученика возникает затруднение, то помогают другие ученики, учитель только в конце корректирует ответ)

- Молодец!

- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда мягкий?

(е, ё, ю, я, и).

- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда твердый?

(а, о, у, ы, э)

- Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого?

- Ребята еще напомню вам, что при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

- Вспомните звуки, которые всегда мягкие (звуки : [й’], [ч’], [щ’]).

- Вспомните звуки, которые всегда твёрдые (звуки : [ж], [ш], [ц]).-

Работа с таблицей на фланелеграфе.

- Давайте эту таблицу внимательно рассмотрим и прочитаем. Сначала читаем твёрдые звуки хором :

«твё рдые звонкие: б,в, г, д, ж, з, л, м, н, р».

«Тёрдые, глухие: п,ф к,т, ш, х, с, ц».

- прочитайте мягкие звуки, хором

«мягкие-звонкие: б’ в’ г’ д’ ж’ з’ л’ н’ р’ й’»

«Мягкие-глухие: п‘ ф’ к’ т’ с’ х’»

- Молодцы ребята.

VI. Физминутка

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад

VII. Закрепление

- сейчас поиграем в игру "Назови первый звук"

VIII. Итоги.

-какие сегодня мы вспомнили звуки?

«Согласные»

- какие бывают согласные звуки?

«Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие»

- как определить твёрдость или мягкость согласного звука?

«согласный звук будет всегда мягкий перед гласными буквами

е, ё, ю, я, и.

- согласный звук будет всегда твердый перед гласными

а, о, у, ы, э

- при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

- звуки, которые всегда мягкие [й’], [ч’], [щ’].

- звуки, которые всегда твёрдые [ж], [ш], [ц].

-как определить, что согласный звук глухой или звонкий?

«Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий»

IX. Рефлексия

Возьмите карточку № 1 и прочитайте про себя

Ро / са

Р[ р] согл., тв. ,зв.

о [а] гл.

с [с] согл., тв., глух.

а [ а] гл.

4 буквы, 4 звука

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Цель: изучение звука [М]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 14:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД