Эльнара Суфиянова
Нестандартное физкультурное оборудование в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартное физическое оборудование
в 1 младшей группе
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым,
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении".
Жан Жак Руссо
Актуальность:
Публикация «Нестандартное физкультурное оборудование в первой младшей группе» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Физическое развитие детей и здоровьесберегающие технологии занимают одну из важных ступеней в требованиях федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО). Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей. Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Нестандартное физическое оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии. Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности. Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, в играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Так в нашей группе совместными усилиями воспитателей и родителей был сделан физкультурный уголок с нестандартным оборудованием, который используется в разных видах двигательной деятельности. В основном оно изготовлено из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, закаливаниях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках, развлечениях.
Вот физкультурный уголок.
Он сделан для детей.
Смотрите, сколько здесь всего,
Как много здесь идей!
Физкультурный уголок с нестандартным оборудованием в нашей группе существует уже два года. Выполнение упражнений с таким оборудованием повысил интерес у детей к занятиям, улучшилось качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.
Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования в нашей группе помогает решать одну из важнейших задач физического воспитания и развития детей раннего возраста — создание оптимальных условий для реализации индивидуальных потребностей в двигательной деятельности, облегчает адаптацию, развивает основные движения, поддерживает положительные эмоции, разнообразит игровую деятельность, развивает каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Нестандартное физкультурное оборудование способствует осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Изготавливая нестандартное оборудование для группы раннего возраста, я придерживалась следующих принципов:
1) Безопасность оборудования;
2) Максимально эффективным;
3) Удобного к применению;
4) Компактность;
5) Универсальность;
6) Технологичным и простым в изготовлении;
7) Эстетичность.
Картотека игр с нетрадиционным физкультурным оборудованием.
Основная цель игр – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
— развитию зрительного и слухового внимания;
— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации, операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
— формированию общей и мелкой моторики рук.
Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы. Дети получают радость и хорошее настроение, одновременно не замечая для себя какую пользу, приносят своему здоровью без всякого принуждения.
Для развития глазомера, меткости, координации
Бильбоке
Цели: развитие глазомера, меткости, ловкости, тренировать предплечье и кисти рук.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются шарик от киндера сюрприза.
Задания: поймать шарик ёмкостью.
«Попади в корзину»
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, воды, шарики.
Задания: попасть в емкость
«Маталочка»
Материал: палки, шнур, маленькая игрушка
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанной игрушкой.
Штанга, гантели
Цели: для развития мышц рук, плечевого пояса, спины
Материалы: пластиковые бутылки, яйца из-под киндер сюрприза, пенопласт.
Используются: для выполнения общеразвивающих упражнений
Дыхательные упражнения – являются неотъемлемой частью физической культуры
Материал: бутылки, трубочка, пенопласт (резаный) ибо конфетти.
Задачи: учить детей правильному дыханию
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, органы дыхания, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Материал: пластмассовый обруч, бумажные облака, снежинки, шарики, балерины.
Задачи: учить детей правильному дыханию
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание, контролировать силу и направление выдыхаемого воздуха
Султанчики
Материал: карандаш, ниточки, яйцо от киндер сюрприза
Задачи: учить выполнять ОРУ с предметом, подвижных игр.
Использования: массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями, массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони.
Для развития координации движения и для ориентировки в пространстве
«Лыжи-скороходы»
Цель; развития координации движений,
Материал: пластмассовые бутылки, которые покрашены, украшены по желанию.
Использование: для развития координации движений, физических качеств при выполнении скользящих движений.
«Ходунки»
Цели: развитие координации движения.
Материалы: пластиковые кирпичики, шнур
Использования: предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности.
Цели: развитие равновесия в любом положение ног.
Материалы: цветная бумага
Задания: пройти по следам не потерять равновесие.
«Чудо-коврики»
Используем для массажа ступней, профилактики плоскостопия.
Скакалка
Цели: развитие координации движения
Материалы: бутылочки из под детского питания, сока.
Используют: при обучении прыжкам на двух ногах
В своей работе использую опыты следующих авторов:
1. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» Программа от рождения до школы;
2. Д. Н. Колдина «Подвижные игры и упражнения»- Мозаика синтез;
3. С. Ю. Федорова «Планы физкультурных занятий»- Программа от рождения до школы;
4. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду»- Мозаика синтез;
5. Д. Н. Колдина «Социально-эмоциональное развитие ребенка»-Мозаика синтез;
6. Н. Ч. Железняк, Е. Ф. Желобкович «100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с использованием стандартного и не стандартного оборудования»;
7. Е. В. Шитова Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Издательство: Учитель 2011;
8. С. К. Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007 г;