MAAM.ru: Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов
Вернуться на сайт | Убрать изображения
Современный профессионал – это человек, ориентированный на личностное развитие, инициативу и инновации в области своей профессиональной деятельности, наращивание квалификации, способный к ответственным самостоятельным решениям. Основными идеями мировой образовательной парадигмы в настоящее время являются всестороннее развитие личности, инициативности и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что обусловлено возрастающими потребностями общества в высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистах, готовых и способных к самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Профессиональная социализация молодого специалиста включает в себя работу множества ее агентов, среди которых необходимо отметить деятельность выпускающей образовательной организации и организаций, где будущий специалист получает практический опыт, связанный с его последующей профессиональной деятельностью. Совместная работа данных структур обеспечивает обучающимся возможность более раннего включения в профессиональную среду, повышает значение показателей трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности и их закрепляемости в профессии. Взаимодействие этих агентов по принципу «обратной связи» представляется наиболее значимым как для качества подготовки специалиста, так и для его дальнейшего профессионального роста. Профессиональная социализация является составной частью социализации личности, которая заключается в приобщении ее к избранной профессии как спонтанно, так и посредством целенаправленно организованной деятельности. Развитие профессионализма включает в себя не только практические навыки трудовой деятельности, но и духовно-нравственное воспитание личности, освоение ею профессиональной этики, необходимой для развития профессиональных качеств. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе социализации способности индивида к самостоятельной деятельности в сообществе и на благо сообщества. Социализация, таким образом, предполагает установление личностью субъективных отношений с социумом, имеющим конкретные формы и конкретные модификации. При этом специфика данного общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через ее особенности. Важным в этом отношении является обладание индивидом социальными компетенциями. В настоящее время в педагогике одним из активно развивающихся направлений является компетентностный подход, сущность которого заключается в интегральном свойстве личности, характеризующем ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Компетентность - устойчивая способность личности осуществлять любую деятельность со знанием дела (Л. Дж. Питер). Компетентность - способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, специфические предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия (Дж. Равен). Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт (Жан-Франсуа Пере). На основе анализа запросов работодателей выделены шесть ключевых компетентностей: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Компетенции направлены на решение задач на основе известных способов действия, проявляются в стабильных, неизменяющихся условиях, имеют более специфичный характер, ориентированы на задание. Современное высшее образование переживает период серьезных перемен, что выражается в обновлении и обогащении его ценностно-целевых компонент. Профессиональная подготовка ориентируется не только на овладение обучающимся профессиональными знаниями, субъективным опытом, формирование базовых профессиональных компетентностей. Важное место отводится направленности на качественный результат – профессионально-культурное становление обучающегося, которое протекает в глубокой связи с профессиональным самоопределением обучающегося как субъекта образовательного процесса. Интенсивное развитие экономики, социальных и культурных связей, а также широкое распространение новых технологий предопределили значительные изменения в области образования, которое начинает функционировать как открытая система. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Выпускник должен владеть суммой универсальных умений, позволяющих ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно решать проблемные задачи, адекватно оценивать результаты своего труда. Это означает, что профессиональное образование уже не может ограничиваться созданием локальной, закрытой учебной среды, обеспечивающей прочные знания и умения. Оно должно предоставить обучающемуся опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется готовность к выбору, к успешной социализации и активная личностно-профессиональная позиция. Такие результаты в образовании возможны при переходе от предметно - знаниевой модели обучения к интеллектуально - деятельностной или мыследеятельностной, что может быть обеспечено применением в образовательном процессе метапредметного подхода. В состав метапредметного компонента содержания образования целесообразно включить: научные методы, научные понятия, модели и схемы, объекты и явления, задачи и проблемы. Неподдельный интерес вызывают сформулированные Л. М. Ордобоевой различия между метакомпетенцией и компетенцией В отличии от компетентностей метакомпетенции направлены на решение новых задач, проявление в новых условиях /в изменившихся условиях, имеют обобщенный характер, ориентированы на личность. В педагогике и психологии: метакомпетенция - метакогниция - «знание о собственном знании». Это - метасистемная компетенция, позволяющая обучающимся управлять информацией, знаниями, своим интеллектуальным развитием и рефлексивными механизмами, как в процессе обучения, так и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Метакомпетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой. Французские исследователи Ф. Деламер и Д. Винтертон в своей работе «Что такое компетенция» отмечают, что метакомпетенции служат для облегчения приобретения других компетенций, они представлены в виде некого надструктурного входа, который облегчает их приобретение и освоение. Невозможно не согласиться с Л. М. Ордобоевой, которая утверждает, что проблеме изучения метакомпетенции посвящены зарубежные исследования прежде всего в области профессионального образования, менеджмента знаний, управления компетенциями (Kompetenzmanagment). В них представлены наиболее содержательные определения понятия метакомпетенций – это способность к быстрой адаптации, приспособления к новым условиям, готовность к непрерывному обучению/образованию, готовность к переносу имеющихся знаний, умений, способностей на новые объекты деятельности. Суть феномена метакомпетенций в своих трудах раскрывает М. А. Холодная. Наряду с интеллектуальной компетенцией, она говорит о непроизвольном интеллектуальном контроле. Непроизвольный интеллектуальный контроль является составляющей метакогнитивного опыта. Непроизвольный интеллектуальный контроль – это ментальная структура в составе метакогнитивного опыта, обеспечивающая оперативную избирательную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне. Для сферы образования метапредметный подход в обучении – это способ мышления, при котором осмысляются и создаются новые технологии и методики получения знаний. Это отношение, стиль жизни или некая привычка, которая регулирует поведение человека для получения максимальных знаний в тот или иной промежуток времени. Этот подход есть единственный и правильный путь увеличения знаний и прогнозирования образовательных траекторий. Для успешной профессиональной адаптации выпускник должен иметь сформированные метакомпетенции, поэтому в высокорейтинговой, успешной образовательной организации реализация ФГОС СПО должна быть акцентирована на формирование метакомпетенций у выпускников. Под метакомпетенцией мы понимаем готовность к непрерывному получению знаний и умений, приспособление к новым условиям и ситуациям. В настоящее время профессиональная социализация и адаптация молодых специалистов представляет собой процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации. Особенно актуально это становится для трудовой среды современных предприятий. Развитие метакомпетенций студентов является психологической основой будущей востребованности их на рынке труда, поскольку проблематика метакомпетенций: соответствует постнеклассическому этапу развития общества, является межпредметной и связана с универсальными компетенциями, которые важны для решения любой профессиональной и жизненной проблем; рынок труда динамичен, а наличие метакомпетенций позволяет вырабатывать адекватные новым условиям и возможностям стратегии. Метакомпетенции — это то, что поможет человеку в решении его жизненных задач!
http://www.maam.ru/detskijsad/neobhodimost-formirovanija-metakompetencii-dlja-uspeshnoi-socializaci-buduschih-molodyh-specialistov.html