Максимчук Светлана Алексеевна
Конспект занятия «12 апреля — День космонавтики»
Форма проведения: диалог, устный рассказ на тему, вопросы, загадывание загадок о космосе, работа в группах, презентация, рассматривание планет, космического пространства, просмотр фильма «Солнечная система», физкультминутки.
Оборудование: Карточки по теме, «Собери космонавта» (пазл); макет ракеты, геометрические фигуры для строительства ракеты (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг); мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук; запись музыкальной композиции «Я верю, друзья, караваны ракет…».
Цели:
Публикация «Конспект занятия „12 апреля — День космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Сформировать представления о празднике «День космонавтики», элементарных понятий о космосе, о первом полете в космос. Закрепить знания о том, что первым космонавтом был - Юрий Гагарин.
Задачи:
• закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине;
• Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира;
• воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
• воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
• расширять словарный запас детей.
Ход занятия:
Пока все заходят и рассаживаются на экране анимационная заставка «Космос» (№1)
Показ видео «Полет в космос» (№2)
I. Вводная часть.
Добрый вечер, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
-Ребята, я рада приветствовать вас на занятии. А вот о чем мы сегодня с вами поговорим, вам предстоит узнать, разгадав загадки. Слушаем внимательно!
Океан бездонный, Океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный И необычайный. В нём живут вселенные, Звёзды и кометы, Есть и обитаемые, Может быть, планеты. (Космос)
-Верно, это космос. Слушаем следующую загадку.
Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о космосе и космонавтах)
-Кто сможет ответить, какой праздник отмечает весь мир 12 апреля? (День космонавтики)
- Правильно, все люди нашей планеты отмечают 12 апреля- праздник «День космонавтики».
Слайд 2 (зачитать)
II. Основной этап.
-Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие под названием «Путешествие в космос».
12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. (Слайд 3)
(Слайд 4) Люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?» И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток».
(Слайд 5) Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. К сожалению, Лайка не смогла вернуться на Землю.
(Слайд 6) Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.
(Слайды 7) После удачного полета животных дорога к звёздам стала открыта и человеку. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6 :07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
(Слайды 8,9) Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет начался со знаменитой фразы: «Поехали!», он облетел земной шар и успешно совершил посадку.
(Слайд 10) Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота- та какая!» Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
Часто задается вопрос о том, сколько длился полет Гагарина. Он продолжался совсем не долго – всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток.
III. Подготовка к путешествию.
-А сейчас, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие по планетам.
1. Дидактическая игра «Собери космонавта-пазл и космическую ракету из геометрических фигур»
- Как называется одежда космонавта? (ответы детей).
Скафандр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека от внешней среды-от давления или вакуума, температуры (низкой и высокой) и излучений. На голове космонавта находится герметичный шлем с солнцезащитным стеклом. В шлем встроена рация, антенна, видеокамера и микрофон. На плечах находится ранец в котором находится баллон с кислородом, который поставляет кислород к шлему космонавта. На руках одеты защитные перчатки и часы, на ногах специальные защитные ботинки.
2. Разминка «Космонавт»
На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы). Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса). Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу). Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).
- Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать настоящий астронавт? (Ответы детей)
Кто хочет космонавтом стать,
Тот должен очень много знать,
Усиленно питаться и спортом заниматься.
Капризных, вредных и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
Возьмём мы только дружных,
А скучных нам не нужно!
А вы знаете правило Дружбы?
Один за всех, и все за одного! (повт. хором)
-Садитесь по удобнее мы взлетаем.
Внимание!
Пристегнули ремни,
Проверяем топливо.
Открываем и закрываем люки.
Проверяем радио.
Включаем мотор.
Вот мы в космос полетели!
IV. Продолжение основой части.
Просмотр фильма «Солнечная система». (№3)
По ходу фильма показ карточек «Солнечная система».
V. Физкультминутка.
-А сейчас предлагаю сделать разминку.
Космическая разминка «Я -ракета». (№4)
- По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы. (Слайд 11,12)
-А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли) (Слайд 13)
-На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе.
VI. Рефлексия.
Игра «Вопрос-ответ» (№5)
-Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?
-В заключении нашего мероприятия, я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина : «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта!
-Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.
Звучит песня «Я верю, друзья, караваны ракет…»
Дети под руководством педагога приклеивают картинки на доску.
-Ребята, всем спасибо за занятие!