МААМ-картинки

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «900 дней блокады Ленинграда»

Ирина Абраменко
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «900 дней блокады Ленинграда»

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, свечи. Презентация.

Ход занятия:

Вводная часть.

Всё занятие тихо звучит «7 симфония» Шостаковича.

Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „900 дней блокады Ленинграда“» размещена в разделах

Воспитатель: -Дети что такое блокада?

-Блокада — это кольцо, которым фашисты окружили город Ленинград. (Слайд 3)

- У Ленинградской блокады есть своя дата. Летопись героических дней блокады. 8 сентября 1941г. - 27 января 1945г. (Слайд 4).

Основная часть.

Вам, девочкам и мальчикам блокады,

Кому уже сейчас давно-о-о за 60,

Судьбы уроки повторять не надо

Они в сердцах и памяти горят.

Вам, что служили матери-Отчизне,

Под бомбами со старшими в ряду,

Цветок поставлен на дороге жизни

И памятник в Таврическом саду.

Спят девочки и мальчики блокады,

А тем, кто жив, уже давно за 60.

И каждому из них одна награда

Что есть, что будет вечный Ленинград.

Т. М. Азаров (Слайд 5)

-Взгляните в лица этих детей! (Слайд 6)

Воспитатель: - Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. (Слайд 7)

- Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек (до 1,5 миллиона человек по разным данным). Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище. (Слайд 8).

«Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты».

(Слайд 9,10)

- В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи хлеба. Рабочие получали лишь по 250 граммов в день, а служащие и дети по 125 граммов хлеба. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. (Слайд 11,12).

- Рецепт блокадного хлеба. Мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%, обойная пыль 5%, солод 10%. Добавляли в тесто различные ингредиенты органического происхождения, например опилок из древесины. Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более чем 70%. (Слайд 13).

После войны Л. Макаров написал:

Читает воспитанник. Мы ели все, что можно есть,

И отравиться не боялись.

Могу все травы перечесть,

Которыми тогда питались:

Полынь, крапиву, лебеду,

С берез побеги молодые, —

Чтобы нависшую беду

Прогнать на веки вековые.

И, кроме трав, столярный клей,

Ремни солдатские варили.

И стали мы врага сильней,

И начисто его разбили.

(Слайд 14)

- Даже в условиях невыносимого холода и голода, ежеминутной опасности обстрелов продолжали занятия в школах учителя и их ученики. У каждого из них было желание вопреки войне и блокаде, вопреки планам фашистов выстоять и продолжить учиться. Каждый, кто находился за партой или учительским столом, относился к своему месту, как к месту боя, подобно бойцам фронта и рабочим у станков. Учащимся школ, продолжавшим учебу в зимние месяцы блокады, пришлось переносить самые тяжелые условия учебных занятий. (Слайд 15)

- Каждое утро, по сугробам, в морозную стужу, голодные, попадая под обстрелы, школьники шли в свои классы. Многим, из–за того, что близлежащие школы были разрушены, а движение транспорта прекращено, приходилось пешком преодолевать по несколько километров.

Несмотря на трудности, ребята старались учиться как можно лучше. В то время во многих школах был распространен девиз «Каждая «пятерка» – снайперский выстрел по врагу». (Слайд 16).

«Девчонка руки протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон».

(Слайд 17,18).

-Подростки работали на заводах и фабриках, вставали за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте. (Слайд 19).

- Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. (Слайд 20,21).

-Читает воспитанник: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

«Дорогой жизни» многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

(Слайд 22).

Когда над Ладогой мороз трещит крутой,

Поёт метель про снежные просторы,

То слышится в суровой песне той -

Гудят, гудят полуторок моторы.

(Слайд 23).

Пуржит пурга, стервятники бомбят,

Дырявят лёд фашистские снаряды,

Но не замкнуть врагу кольцо блокады

Идут машины с хлебом в Ленинград,

Идут машины с хлебом в Ленинград.

(Слайд 24).

-Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. (Слайд 25).

- Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. (Слайд 26,27).

«Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…»

(Слайд 28,29).

- Многомиллионный город жил и боролся. 900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. 900 труднейших дней и не только выстоял, но и победил!

Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд 30,31,32).

- За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Слайд 33).

Есть в Ленинграде мемориал.

Он памятью народной стал.

В граните застыла Родина – мать,

Чтоб павших покой всегда охранять.

Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто город сберёг,

О тех, кто работал, сражался отважно

И для Победы сделал, что мог.

(Слайд 34,35).

- В память о каждом блокадном дне была высажена роща из 900 берез. Есть такая традиция на 27 января на берёзки повязывают пионерские галстуки, в память о пионерах погибших во время блокады Ленинграда. (Слайд 36).

- В память о людях и детях погибшим в блокаду Ленинграда были поставлены памятники.

Памятник «Цветок жизни» посвящённый детям Ленинграда. (Слайд 38).

Памятник пионерам-героям Ленинграда, был открыт в 1962г. в Таврическом саду. (Слайд 39).

Памятник «Разорванное кольцо блокады Ленинграда». (Слайд 40).

Памятник «Машине-солдату». (Слайд 41).

Мемориал «Защитникам Ленинграда». (Слайд 42).

Монумент защитникам Ленинграда. (Слайд 43).

«Ленинградский салют»

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

(Слайд 44,45).

Читает воспитанник: «Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?»

(Слайд 46).

«Минута молчанья…»

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар.

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами.

Горечью пахнет полынь.

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Даже в минуты молчанья

колокола не молчат.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар.

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

(Слайд 47).

Итог занятия.

- Прошу всех почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов минутой молчания. Дети зажигают свечи.

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

Вечная память героям,

Память в наших сердцах.

Вечная память героям,

Жить она будет в веках.

(Слайд 48).

Читает воспитанник: «Люди Ленинграда, вы герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам нашим мы спасибо говорим!»

Список использованных источников:

1. Берггольц О. Ф. Стихи о Ленинграде. -Л. : Лениздат, 1992.-35c.

2. Петерсон В. "Скорей бы было тепло!": Воспоминания о первой блокадной зиме// НЕВА. -2001.-¦1.-С. 167-174.

3. Павлов Д. В., «Ленинград в блокаде», Военное издательство министерства обороны СССР, 1967 год.

4. Ходза Н. А. Дорога жизни: рассказы. - Л. : Детская литература, 1984.- 70с.

5. Тихонов Н. С. Ленинградские рассказы/ Ил. И. Я. Латинский. -Л. : Дет. лит., 1977.-191c.: ил. -(Военная б-ка школьника).

6. Стихи Блокадного Ленинграда. Сайт «Ленинград Блокада Подвиг» http://blokada.otrok.ru/

Публикации по теме:

Конспект занятия о блокаде Ленинграда «Девятьсот страшных дней и ночей» Цель: познакомить детей с понятием, «Блокада», «Ладога», «Дорога жизни», рассказать о войне, о горе, которое она принесла, о подвигах детей.

Конспект открытого мероприятия посвящен «27 января — день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» 2015 год Задачи: Расширять знания детей о героической обороне Ленинграда. Рассказать детям о жизни взрослых и.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» Воспитатель :Морокова Татьяна Константиновна, МДОУ д/сад «Соболенок». Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет) по нравственно – патриотическому.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей «Путешествие по России» Программное содержание: 1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория,.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе.Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Наша Родина-Россия.» Возраст: 4-5 лет, дошкольный. Интеграция образовательных областей: познавательной, речевой, физической, художественно.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наши предки-славяне» Программные задачи: Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране. Развивать понятие об эволюции жизни человека.

Музыкально-литературная композиция в честь 73- годовщины снятия блокады Ленинграда для подготовительной к школе группы Дети входят в зал парами и встают в две колонны под "Гимн Великому городу" Глиэра. 1. Вам, героическим защитникам Ленинграда! 2. Вам, участникам.

Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «РЕЧЕНЬКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга. Сценарий к проекту.

Сценарий урока мужества. Посвященного 73-й годовщине ко Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста Сценарий урока мужества посвященный 73 годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда. Старший возраст. ТЕМА: Ленинград в блокаду. Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «900 дней блокады Ленинграда»
Опубликовано: 28 января 2017 в 12:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД