Получи документы

Адаптация детей посредством игры в группе раннего возраста

Литвинова Анна
Адаптация детей посредством игры в группе раннего возраста

Методическая разработка

«Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»

Литвинова Анна Владимировна. Воспитатель

Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Публикация «Адаптация детей посредством игры в группе раннего возраста» размещена в разделах

Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к детскому саду.

Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игровой;

- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;

- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста : рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;

- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;

- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.

Исследование проводилось на базе ГБДОУ №1общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников Петродворцового района Санкт -Петербурга. Группа раннего возраста «Радуга» В исследовании приняли участие 20 воспитанников (10 девочек и 10мальчиков в возрасте от 2 2. до 3 лет.).

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем ДОУ функционируют 8 групп, одна из которых - группа раннего возраста для детей от 2.2 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.

Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы осуществлялась в три этапа:

- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)

- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к ДОУ.

- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное оформление работы.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации : дети с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.

Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%, период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети находятся в состоянии психологического комфорта.

Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей (44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других – пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции. Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание.

Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 5человека (16,7%, дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение, плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.

Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.

Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация системы педагогической деятельности по использованию игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей ранего возраста.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в этот период:

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

• развитие игровых навыков;

• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игры в период адаптации были условно разделены на две группы :

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период были разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.

По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было проведено повторное исследование адаптированности детей к условиям ДОУ и отношения к детскому саду.

Повторное диагностическое исследование показало, что в исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется интерес к новому.

К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что родители стали более объективно оценивать педагогические и психологические показатели адаптации собственного ребенка

Был проведен сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностики, которая показала, что показатели педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.

Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует также отметить, что уровень педагогической компетентности и включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возрастак условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала, полностью подтвердилась.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста»Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста» «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Назначение: В помощь воспитателю: как безболезненно помочь ребёнку третьего года жизни освоится.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей посредством игры в группе раннего возраста
Опубликовано: 24 марта 2021 в 10:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД