Адаптация детей дошкольного возраста

Эмма Мачукова
Адаптация детей дошкольного возраста

МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида”

Публикация

Подготовила воспитатель:

Мачукова Эмма Мухамедовна

«Адаптация детей дошкольного возраста».

Адаптация - это сложный механизм приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который имеет два спектра: биологический и психологический. Наиболее трудная перестройка организма с большим количеством негативных сдвигов в детском организме происходит в начальной стадии адаптации. Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и психики в этот момент является четкая, продуманная работа воспитателей, психологов и медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

• Знакомство с ребенком;

• Знакомство с семьей;

• беседы с родителями;

• анкетирование;

• наблюдение за ребенком;

• развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

Работа с детьми с тяжёлой степенью адаптации.

Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к 1 группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя.

При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, - потребность в общении с близкими. Предлагаю маме ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестаёт плакать. В первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить контакт с воспитателем, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

Работа с детьми со средней степенью тяжести по характеру привыкания.

Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется.

Работа с детьми с легкой степенью адаптации.

Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.

Важную роль в адаптации также играет коллективная работа с детьми.

Рассмотрим коллективную адаптацию на примере «песочной терапии».

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом.

Делаем такие упражнения:

1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко.) ;

2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея. Тоже, поставив ладонь ребром;

3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.

Каждый ребёнок дома выбирает любимую игрушку, которую он берет с собой в группу.

Считаю, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания.

Также в период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности.

Это могут быть подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы, хороводы, игры с водой и песком, игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение, ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

• использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

• предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

• создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ В этом году мне посчастливилось набирать малышей. Этот период, а именно период адаптации является самым тяжелым как для родителей, так и.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Консультация для родителей Родительский университет Старший воспитатель 1 квалификационной категории Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Адаптация к.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни всей семьи. Главное условие успешной адаптации – готовность родителей к.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Адаптация без слез» Психолого-педагогический проект «Адаптация без слез» Вид проекта: краткосрочный. Основные участники проекта: дети 1 младшей группы, возраст:.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста» Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема: «Адаптация детей раннего возраста» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Адаптация детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 21:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики В процессе...
Фотоотчёт по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки»
Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Задачи: 1.  «Художественно-эстетическое...
Праздник «Моя азбука» в детском саду с участием учащихся 1 класса
Цель: в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Азбука» Задачи: - пробудить у детей дошкольного возраста интерес к учебе; - отрабатывать у...
Педагогический проект «В кругу друзей»
МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. В современном мире большое значение и актуальность приобретает изучение...
Конспект занятия «В гости к кукле»
Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой...