Адаптация детей младшего дошкольного возраста

Лариса Иваненко
Адаптация детей младшего дошкольного возраста

Иваненко Лариса Николаевна

Вопрос адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуален. Физическое и психологическое развитие, благополучное существование в детском саду и в семье зависит от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам.

Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Детям предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, новый стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новые помещения - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования делают акцент на создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для ребенка, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и детей. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов.

По мнению некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др., сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в группе детского сада.

Адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями.

Адаптация рассматривается как процесс, имеющий свою логику, динамику и т. д. Вместе с тем адаптация - это и результат этого процесса. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным и более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом.

Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.

Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе условиям детского сада.

Литература:

Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998.

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.

Журнал - Новые ценности образования 2007г. N 1Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка как норма педагогической действительности / Н. Н. Михайлова. - С. 129-139

Журнал - Новые ценности образования. - 2006 г. N 1-2Крылова, Н. Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм / Н. Б. Крылова. - С. 285-302

Публикации по теме:

Адаптация детей дошкольного возраста МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида” Публикация Подготовила воспитатель: Мачукова Эмма Мухамедовна «Адаптация детей дошкольного.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Игра для детей младшего дошкольного возрастаИгра для детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день – я воспитатель в младшей оздоровительной группе детского сада. Своих малышей, согласно программе, знакомлю с предметным.

Игра для детей младшего дошкольного возраста «Чудесный мешочек»Задачи: Развивающие: развивать внимание и музыкальную память. Воспитательные: воспитывать у детей эстетическое восприятие,.

Игры для детей младшего дошкольного возраста ФлажкиЦель: учить ходить детей цепочкой с флажками. Оборудование: цветные флажки. Ход игры: Дети строятся в одну линию. Воспитатель показывает.

Осенний утренник «Осень в лесу» для детей младшего дошкольного возраста Осенний праздник для детей младшего дошкольного возраста группы «Капельки» «Осень в лесу» МБДОУ МО г Краснодар «Детский сад № 6» Музыкальный.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Правильное воспитание увеличивает способность.

Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе» Введение Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, и, в то же время очень.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Адаптация детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2016 в 23:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Удивительно, но Всемирный день футбола отмечается зимой – 10 декабря. Впрочем, с тех пор как повсеместно распространёнными стали вечнозелёные футбольные поля с электроподогревом (в профессиональном...

10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

Консультация для родителей «Деньги тоже воспитывают»
Дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один человек может прочно стоять на...
Новогодняя поделка «Часы»
Цель работы: создание новогоднего украшения своими руками. Задачи: формировать творческие способности, развивать фантазию, мелкую моторику рук, умение...
Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности»
Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои...