Чеснокова Елена Юрьевна
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье автором затрагивается тема адаптационного синдрома у детей-дошкольников раннего возраста, предлагаются различные методы для облегчения этого процесса, основываясь на собственном профессиональном опыте.
Ключевые слова: адаптация, социализация, эмоциональное благополучие, здоровьесберегающие технологии, познавательный интерес, социальная осведомленность.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах
Общеизвестно, что в первое время нахождения в ДОУ ребенок испытывает стресс. Это обусловлено разлукой с родителями, пребыванием с чужими людьми и сменой обстановки. Эти факторы оказывают влияние на психическое состояние ребенка, что может проявляться в плаксивости, замкнутости, отказе от приёма пищи и других. Также в этот период сталкиваются с трудностями и родители, которые испытывают напряжение с доверием своего малыша незнакомым людям. Они хотят быть уверены в том, что их ребенок будет находиться в безопасной среде и не был обделен добротой и вниманием.
По этой причине, отметим, что воспитатель в группе детей раннего возраста работает не только с воспитанниками, но и с их родителями. Важно начинать взаимодействие именно с родительской общественностью, особенно целесообразно это сделать еще до того, как дети прибудут в группу. Установление позитивного настроя у родителей и избавление их от излишней тревожности может косвенно повлиять на состояние их детей, поскольку известно, что дети крайне чувствительны к тревогам матери. В связи с чем первичная адаптация необходима родителям, а не малышам.
Адаптация воспитанников является ключевым этапом их социализации. От успешности прохождения этого этапа зависит их будущая адаптация к жизненным событиям, причем не просто в более старшем возрасте, но и во взрослой жизни. Это подтверждено исследованиями специалистов в области ДО.
Педагоги ДОО должны создать такие условия, чтобы адаптация их воспитанников протекала максимально легко. Основываясь на личном опыте работы с воспитанниками раннего возраста, мы можем предложить несколько способов по облегчению детской адаптации :
Необходимо активизировать познавательный интерес к окружающей среде.
Знакомство ребенка с окружением (педагоги, сверстники, помещение группы и территория ДОУ) поможет ему почувствовать себя увереннее в новых условиях.
Важно создать у малышей эмоциональное благополучие.
Этот метод опирается на психологические приемы: находясь в благоприятной среде, ребенок может абстрагироваться от своих переживаний и успокоиться. Для достижения этой цели часто используются такие методы, как телесная терапия, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия и другие.
3. Полезно создавать условия для здоровьесбережения воспитанников.
Известный факт, что синдром адаптации может привести к снижению защитных механизмов в детском организме. Таким образом эта стадия должна сопровождаться созданием необходимых условий, поддерживающих физическое и психическое здоровье воспитанников. Для этих целей можно прибегнуть к современным здоровьесберегающим технологиям (бодрящей гимнастике, закаливающим процедурам, дыхательным упражнениям, пальчиковым играм, игровому массажу и другим).
4. Необходимо формировать у детей социальную осведомлённость.
С первых минут пребывания в группе важно формировать у малышей доброжелательное отношение к сверстникам. Необходимо обучение проявлению заботы о других, знакомство с сочувствием и поддержкой, стремлением оказать помощь нуждающемуся.
Резюмируя, подчеркнем, что выстраивание правильного подхода к воспитанникам и их родителям в адаптационный период к ДОУ является залогом эффективных и результативных взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса в будущем. Поэтому данный вопрос требует от педагогов серьезного и ответственного подхода.
Список информационных ресурсов
Гризик Т. Участники адаптационного периода : ребенок-родители-педагоги / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С. 57-61.
Недосека О. Адаптация ребенка в детском саду / О. Недосека // Детский сад от А до Я. - 2009. - №2. - С. 17-21