Лучший педагог года

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки

Ирина Рафаиловна Ратновская
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки.

Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность существования живого существа в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки» размещена в разделах

Психологи рассматривают адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. Она предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.

Важное значение в процессе адаптации ребенка к детскому саду имеет музыка. Если анализировать ребенка 2 – 3 лет, то здесь можно сказать, что музыка, как никакое другое искусство, оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка, которая в свою очередь тесно связана с вегетативной и моторной системами.

Музыка в повседневной жизни ДОУ присутствует везде: во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, на организацию его воспитания и обучения, формирует полноценного человека. Несомненно, что музыка оказывает огромное воздействие и на процесс адаптации ребенка к детскому саду. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса : 1) острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается раз-нообразными колебаниями в состоянии тела и психике, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) адаптация или адекватное поведение ребенка; 3) фаза компенсации, характеризуемая убыстрением темпа развития ребенка, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойно.

В процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ очень важны музыкальные занятия, в процессе проведения которых можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, это слушание музыки. Когда дети умеют выполнять определенные правила слушания (сидеть тихо, не мешать соседу) и знают, что музыка о чем-то рассказывает, интерес к ней очень велик. Здесь важно привести детей к дальнейшему этапу развития у них интереса к музыке.

Особый вид слушания представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например, можно сказать детям: «Сейчас я вам расскажу, что случилось в лесу». В рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался, заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов, предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это его испугал?».

Слушание музыки с музыкальными иллюстрациями надо проводить в самом начале занятия, когда у детей свежо слуховое внимание и они могут соблюдать тишину. Такой рассказ требует не только выразительного исполнения музыки, но и выразительной речи и мимики, мобилизующих внимание детей.

Если слушание музыки проводится регулярно и правильно, к трем годам большинство детей безошибочно узнают песни по фортепианному вступлению, различают музыкальные характеристики персонажей музыкально-двига-тельного показа и музыкальных игр, которые с ними проводились, с интересом слушают музыку и всегда сами просят сыграть им произведения, особенно понравившиеся.

Во-вторых, это музыкально-двигательные показы. Важно иллюстрировать песню музыкально-двигательным показом в тех случаях, когда действующие лица должны быть заранее представлены детям в связи с предстоящим праздничным зрелищем или игрой, в которой надо уточнить определенные оценки. Например: игрушечный дед-мороз, который подарит детям елку и будет стоять под ней во время праздничного утренника; петрушка и его комические сценки, которые войдут в праздничную игру или зрелище. Но даже и на таких показах важно не задерживаться, если они дали нужные результаты (например, дети узнали игрушечного деда-мороза или петрушку и его комические сценки вызвали у них смех). Дети очень скоро, после двух-трех занятий с показом, проявляют большой интерес к музыке и сло-вам песни и просят меня спеть про то, что было показано, уже не нуждаясь в зрительных иллюстрациях музыки.

Иногда показ необходим перед проведением музыкальной игры, в которой надо уточнить, почему так или иначе должны себя вести ее действующие лица. Например, можно показать, как зайка, испугавшись медведя, прячется в какое-нибудь укрытие и сидит очень тихо, пока мишка не уйдет. Показ сопровождается музыкой, которая войдет потом в игру.

Музыкально-двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребенком можно использовать также в виде вступления к общей пляске, так как дети 2–3 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому, и, кроме того, хорошо улавливают связь движения с сопровождающей его музыкой.

В-третьих, это подпевание и пение. В музыкальной работе с детьми 2–3 лет это особенно важно, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой : движение ребенка всего лишь отражает общий характер музыки (например, оживленная плясовая музыка, полет птиц, поступь медведя, прыжки зайца и т. п., а в подпевании и в пении, если даже ребенок неточно воспроизводит мелодию песни, он сам ее исполняет, вслушивается в нее особенно внимательно и, преодолевая трудности ее исполнения, испытывает особое удовлетворение.

Кроме того, подпевание и пение способствуют развитию речи, поскольку в подпевании и пении особенно полно представлено подражание слышимому.

Интерес к подпеванию и пению создается еще и тем, что они всячески поощряются – во время занятий и в само-стоятельной игре и деятельности детей (когда это уместно, причем принимаются во внимание индивидуальные особенности развития и характера ребенка. Например, можно включиться в пение, напоминая слова песни ребенку, забывшему их, подбадривать и хвалить застенчивого ребенка даже в тех случаях, когда он поет еще очень неуверенно, и т. п.

Для успешной адаптации важно широко применять музыкальные игры. Основу музыкальных игр составляют игры с пением взрослого и с детскими музыкальными инструментами. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание малыша, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.

В процессе эмоционального общения малыша и взрослого игры станут обогащать музыкально-слуховой опыт ребенка. Они дадут представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, лад; помогут развитию внимания, памяти; будут стимулировать развитие движений, действий с предметами. Музыкальные игры просты, доступны и займут немного времени, но принесут малышу огромную пользу и радость.

Нет ничего более увлекательного для малыша, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень интересны для крохи. С их помощью он может воспроизводить освоенные им действия. Но не всегда ребенок, особенно маленький, самостоятельно умеет это делать. В таких случаях нужна помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, догонять мишку, знакомит ребенка с повадками животных, звуками, которые для них характерны (лай собаки, рычание медведя и т. д.). Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания маленького ребенка, развития эмоций.

Музыкальные игры с сюжетными игрушками постепенно подводят малыша к простой сюжетной игре, а позже и к сюжетно-ролевой музыкальной игре. С их помощью ребенок овладевает сюжетно-образными действиями, которые можно выполнять под музыку, под пение. Они эмоционально насыщены, создают праздничную атмосферу, стимулируют двигательную и певческую активность малыша. Заметим, что музыкальные игры, в силу своей специфики, не заменяют игр-занятий, которые отображают жизненные ситуации, развивают у ребенка представления об окружающем пространстве, формируют разные виды самостоятельной деятельности, но музыкальные игры – прекрасное дополнение к этому.

В процессе адаптации можно широко применять народный фольклор. Музыкальный фольклор – универсальный и один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек, потешек закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки. Естественно, что многие из таких песен запоминаются детьми и в будущем входят в их репертуар.

Прибаутки могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Они появляются тогда, когда проходит пора созерцания, приходит время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь. Прибаутка является веселым психологическим помощником в деле подготовки детей к труду и учебе. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает сильное желание домыслить до-фантазировать, т. е. побуждает мысль и воображение.

Детские песенки, прибаутки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают быструю адаптацию детей к условиям ДОУ.

Литература.

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 538 с. : ил.

3. Психология / Под ред. Дружинина В. Н. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.

4. Рыданова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие/ О. П. Рыданова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Академия, 1998. – 240 с.

5. Смага А., Васильева Н. Адаптация детей к ДОУ средствами детского фольклора // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 2 (38, 2009. С. 52 – 66.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» В связи с тем, что социальный фон воспитания в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Для ребенка раннего возраста поступление в детское учреждение - серьезный и трудный этап в жизни, серьезное испытание для психики ребенка,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора» Проблемное поле проекта: Детский сад –новый период в жизни ребенка, но для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ без сильных психологических.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» (ясельная группа) Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Правильное воспитание увеличивает способность.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста» Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема: «Адаптация детей раннего возраста» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки
Опубликовано: 26 ноября 2015 в 21:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД