МААМ-картинки

Адаптация детей в 1 классе

Дарья Хмелева
Адаптация детей в 1 классе

В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога. Предлагаются игры, сказки, беседы с родителями и консультации. Такие мероприятия могут быть полезны не только для первоклассников, но и для детей, которые готовятся пойти в школу.

Обобщение опыта

Тема:

Публикация «Адаптация детей в 1 классе» размещена в разделах

Адаптация детей в 1 классе.

ГУО «СШ №73 г. Минска»

Воспитатель: 1категории

Хмелева Д. А.

Содержание.

1. Введение….3

2. Глава 1….6

3. Глава 2…11

4. Заключение…13

5. Приложение…. 14

6. Дополнение…. 25

Введение.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Дети пришли в школу: они готовы к ней или нет? Я работаю в 1 «Б» классе Средней школы № 73, где списочный состав 24 человека. Дети к школе готовы, кроме Антона Ш. и Софии П. Они самые младшие в классе.

Очень сложным для первоклассника является период адаптации

к школе, где социальная готовность играет немаловажную роль.

Социальная готовность к школе подразумевает потребность обще-

ния со сверстниками, умение подчинять свое поведения законам детс-

ких групп, брать на себя роль ученика, умение признавать свои ошибки

как результат своего труда, слушать и выслушивать учителя.

Большую роль в социальной адаптации играет коммуникативная инициатива – когда ребенок может организовывать свое общение с во-

спитателем или учителем, умение: задавать вопросы по существу, про-

сить о помощи или предлагать ее самому, уметь спокойно, без эмоций

выразить свое недовольство. Например: Полина В. Настя С. Может попросить о помощи, предложить ее другому.

Очень важно чтобы ребенок правильно относился к своим ошиб-

кам и неудачам, это во многом является определяющей для его учебной активности. Во время учебы не все всегда получается, что – то нужно сделать несколько раз, а на это нужно терпение.

Необходимым условием для успешного обучения в школе является

общение со сверстниками. Так как в процессе общения у ребенка раз-

вивается речь и мышление, он узнает что то новое для себя.

Когда ребенок готов к школе интеллектуально и мативационно, то-

гда адаптация к школе протекает легче.

Период адаптации обычно составляет 1-2 месяца. Работая, с детьми 1 класса я поняла, что в этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам отвлекаются на уроках, даже ведут себя развязано с учителями и воспитателями: дерзят, капризничают.

Другие дети скованны и робки, стараются держатся незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче,

замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую

испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением

образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым должен отвечать. Конечно, не у всех адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть и первоклассники, у которых процесс сильно затягивается. У некоторых детей процесса адаптации на первом году обучения так и не происходит (это может протекать на фоне хорошей успеваемости). Такие дети очень и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения школьного невроза.

Чтобы определить, как помочь ребенку адаптироваться к школе, я

должна знать психологические особенности 6-7 летнего возраста.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом, меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности- учебная деятельность. Чтобы социально - психологическая адаптация прошла благополучно для шестилетних детей, чтобы произошел постепенный переход от игровой деятельности к учебной, проводится курс «Введение в школьную жизнь». Однако, игра остается предпочтительным видом деятельности у младших школьников.

В первый класс, в этом году пришли дети, имеющие интеллектуальный, культурный, образовательный уровень, то есть разные стартовые возможности.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создать

оптимальные условия для благополучной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития младших школь-

ников.

Таким образом, мною поставлены задачи:

1. Создание общего положительного отношения к школьной

жизни и деятельности.

2. Содействовать в процессе обучения расширению интеллек-

туальных запросов.

3. Развивать коммуникативные навыки общения и взаимодей-

ствия с учителем, воспитателем и со сверстниками.

4. Корректирования вместе с педагогами - психологами общих

психологических трудностей свойственным шестилетним

детям период обучения.

5. Использовать успехи в овладении учебной деятельностью как

средство самоутверждения ребенка.

6. Содействовать развитию воли, опираясь, прежде всего возмож-

ности игр с правилами.

Практическая значимость моей работы обусловлена тем, что ее данные могут быть использованы для воспитателей, которые работают с детьми первого класса.

Глава 1

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Первый этап моей работы – выявление детей, у которых адаптация про-

текает тяжело. Для того, чтобы выявить таких детей, педагог- психолог

в 1 классе проводит диагностику развития детей, имеющих трудности в адаптации.

Цель диагностики: - Определение существа возникшей проблемы и анализ причин, лежащий в ее основе;

- Создание максимальных комфортных условий пребывания ребенка в школе;

- Сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

Диагностика делится на несколько этапов:

1. Подготовительный этап - Задача - Обеспечить всестороннюю поддержку ребенка в процессе его обучения, предоставить возможность выбора для родителей каждого ребенка среды воспитания и обучения.

Этот этап включает в себя взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя, психолога и др. с администрацией детского учереждения,

в ходе, которого с родителями моей группы заключается договор на реализацию представленной программы.

Далее я собираю сведения о состоянии здоровья ребенка из ме-

децинской карты, которые помогают проследить развитие ребенка от

рождения до настоящего времени. К таким показателям относятся: вес, рост, состояние моторики, слуха, зрения, общее состояние злоровья.

Сведения показали, что у Антон Ш, София П. часто болеют острыми расператорными инфекциями. По возрасту они самые младшие в классе. Это препятствует нормальному протеканию адаптации.

Существует тесная взаимосвязь между факторами социальной сре-

ды и успехами в учебе. Эти факторы были исследованы мной и учите-

лем. У Антона и Софии родители имеют высшее образо-

вание, благоприятные жилищные условия, создаются хорошие условия воспитания, что в дальнейшем способствует развитию хорошей адаптации у детей.

В завершении этого этапа проводится педагогом-психологом, учителем, воспитателем проработка информации и планировании деятельности специалистов.

2. Этап. Диагностическое исследование. Проводит педагог- психолог

в конце октября. Результаты исследования показали, что выявлена реакция тревожности и неуверенности в себе. София и Антон очень пассивны, редко поднимают руку, а если отвечают, то тихо, чувствуют себя скованно и неуверенно.

Исследования школьных навыков, письма,чтения,счета. По данным педагогической характеристики следует, что среди всех детей в классе самые низкие показатели техники чтения (до 20 слов)

- Пишут очень медленно, за учителем не успевают, могут пропустить букву или написать неправильно.

- Порядковый счет у Софии и Антона соответствует школьной прог-

рамме, но когда решают примеры, то ответы даются очень медленно и часто не правильно.

Исследования мотивационной и эмоционально - личностной сферы Анкетирование проводит учитель 1 класса. (см. Приложение№1) Анкету составляет педагог-психолог. По результатам анкетирования выяснилось, что мотивационно подготовлены к школе слабо. Эта одна из причин школьной тревожности. Они не понимают, зачем они пришли в школу, с какой целью. Детям больше нравится играть в игры, что они и пытаются делать на уроке.

Поскольку у слабых детей наблюдается реакция тревожности и неуверенности в себе значит, есть нарушения в эмоционально – личноличностной сфере. В первые дни, когда дети приходили в школу, плакал, подолгу не отпуская от себя родителей. Есть дети кот., наоборот, шли спокойно, но если родители вечером не забирали ее в обещенное ими время, девочка начинала плакать.

Позже дети стали играть вместе с одноклассниками, но при этом не могли определиться, с кем они будут играть. В отличие от других детей, у Антона и Софии в эмоциональной сфере преобладает чувство тревоги, обидчивости, огорчения, иногда страх, теряются при любом замечании.

3 - Этап коррекционно - развивающие занятия. Занятия проводит педагог – психолог. Они проводится в игровой форме и включают

себя методики, стимулирующие развитие детей как в познавательной сфере, так и взаимоотношений.

4. Этап – Повторная диагностика. Педагог - психолог проводит вместе с воспитателем анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за Антоном и Софией.

5 Этап - итоговый. Предпологает консультирование педагогом- психологом воспитателя, учителя и родителей. Работа проводится паралельно с коррекционно – развивающими занятиями. Педагог – психолог проводит беседы с воспитателем и

учителем, вместе разрабатывает рекомендации по улучшению психологического климата, проводит поиск индивидуального подхода к ученику.

Проблемы адаптации.

1. Страхи первоклашек. Школьные страхи основная причина школьной тревожности и неуверенности. Очень важно ребенка психологически подготовить к школе. Антон и София когда пришли в школу очень растерялись, ведь тут, новый коллектив,

новый учитель вовсе не знакомый, им пришлось общаться с новой груп-

пой детей. Подобное поведение – следствие стресса, вызванного необ-

ходимостью психологической перестройкой.

1. На уроке ребенок «не слышет учителя», не справляется с за-

данием, невнимателен и рассеян на уроке.

Причина первая. Антону и Софии тяжело слушать задания учителя, четко выполнять поставленную задачу.

Причина вторая. Недостаточно развито внимание. Антону и Софии

тяжело сосредоточиться и концентрироваться, быстро переключаться с одного занятия на другое.

Распорядок дня в школьном учереждении.

Я с детьми выхожу гулять на улицу, где провожу с ними подвижные игры. После прогулки на улице мы идем в группу обедать и

ложиться спать. Сон необходим для детей, так как он способствует восстановлению сил, затраченных на занятиях. Дети засыпают сразу.

Домашние задания в первом классе не задают.

Очень важно чтобы дети ложились спать в 9 часов вечера. Спать дети должны в сутки 10 – 12 часов.

Активный отдых.

София и Антон вместе с другими детьми посещают в саду бассейн, что укрепляет и закаляет организм, способствует укреплению здоровья, вырабатывает привычку вести здоровый образ жизни. Кроме этого я на

прогулке провожу подвижные игры, эстафеты, викторины, игры – путешествия. В детском учереждении проводятся музыкальные развлечения и утренники, где дети поют, рассказывают стихи, танцуют.

Дети очень любят ходить в театр, который приезжает в сад и показывает спектакли. Кроме того, в дошкольном учереждении организовываются спортивные праздники и досуги. Например, «В гости к нам пришел Нептун», «Сказочные эстафеты», «Масленица», досуг посвященный дню физкультурника. Для укрепления здоровья детей в детском учереждении проводятся дни здоровья. Например, «Будем здоровы, будем веселы».

О зрении.

Перед поступлением в школу все дети посещают окулиста. Данные о зрении я фиксирую в паспорте здоровья группы. Из – за сильной нагрузки зрение ребенка может падать. Для того чтобы это не случилось, я вместе с учителем, детей рассаживаю согласно рекомендациям врача. У Антона и Софии зрение в норме. Они могут сидеть на любой парте. Необходимым условием для сохранения хоро- шего зрения является освещение группы. Освещение парт и группы должно быть соответственно санитарно - гигиеническим нормам. Дома

стол должен стоять возле окна так, как свет должен падать слева для правшей и справа для левшей. Дети не более 20 минут в день должны

сидеть за компьютором и телевизором. Расстояние от монитора и телевизора должно быть не меньше 50-60 см.

Осанка.

Нужно следить за осанкой ребенка так, как это влияет на развитие здоровья всего организма. В классе у всех детей осанка в норме. Когда дети пишут или рисуют, я слежу за тем, чтобы они сидели ровно.

Глава 2

Второй этап моей работы – оказание помощи детям. Для того чтобы де-

тям было легко адаптироваться к школе, я проводила игры «Посвящение в первоклассники», игра «Море волнуется раз».(см. приложение№6) После проведения таких игр Антон Ш. и София П. стали более спокойнее и активнее проявлять себя на уроке и мероприятиях. Во время игры дети берут главную роль на себя. Задания, которые давались в играх сближали детей всего класса, вызывали чувство коллективизма и желание общения. После каждого выполненного задания получали приз.

В своей работе я проводила игры на развитие навыков общения:

«Карта неизвестной страны», «Фотография на память», «Не слышу», «Подарки», «Рисуем общую картину». (см. приложение№6) София П. и Антон Ш. стали общительнее, лучше выражают свои мысли во время общения.

Для того чтобы ребенок был внимателен на уроке и на занятиях

я провожу игры: «Что изменилось?», «Лото», «Пазлы», «Мазаика»,

«Найди отличие между картинками», «Да и нет».(см. приложение№6) Такие игры развивают не только внимание, но и память, воображение, мышление.

София отдает предпочтения играм на сравнение, а Антон очень любит складывать мазаику и пазлы.

По рекомендации педагога – психолога я в своей работе применяю сказкотерапию. Метафоры, которые используются в сказках, способны оказать помощь ребенку во время адаптации, тех детей, у которых выявлена реакция тревожности и неуверенности в се-

бе.

В таких сказках описываются ситуации схожие с теми, в кото-

рые дети попадают в реальной жизни. Герои сказок находят в себе си-

лы для преодоления такой проблемы. Это сказки на тему:(см. приложение №4)

- адаптация к школе

- отношение к вещам

- отношение к уроку

- школьные конфликты

- отношение к здоровью

После прочтения мною сказок София и Антон обсуждали сюжеты вместе с одноклассниками, пытались обыграть героев сказок. Дети

стали более раскрепощеннее, научились управлять своими эмоциями,

у них поменялось отношение к учебе, стали серьезнее относится к ней,

После сказок я загадывала загадки, в которых дети узнавали любимых героев. Больше всего детям понравился ежик – учитель лесной школы.

(приложение№5).

Многие дети в классе рисовали любимых героев. Таким образом, можно было понять, что нравилось ребенку в школе, а что нет.

Я проводила консультации родителей: «Как помочь ребенку восстановить положительное отношение к повседневной школьной

жизни» (см. приложение№2, «Памятка для родителей первоклассников» (см. приложение №3).

Заключение.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «Готовность к школьному обучению».

Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или

приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни пер-

воклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы,

желания, общение со сверстниками и взрослыми- подчиняется школь-

ным проблемам. С первых дней ребенок знакомится с большим количе-

ством норм, традиций и правил.

Благодаря моей совместной работе с педагогом- психологом и учителем 1 класса я смогла решить проблему адаптации. По рекомендации педагога - психолога я в своей работе проводила игры, беседы с родителями. Учительница проводила анкетирование и консультирование родителей.

Дети стали свободнее общаться друг с другом, вместе играть, принимали участие во всех мероприятиях, активно работать на уроке, поднимать руку, у детей постепенно появляется интерес к учебе.

Я считаю, что эту проблему нужно решать вместе со специалистами школы. Только таким путем можно создать комфортные условия для адаптации ребенка в первом классе.

приложение

Публикации по теме:

Адаптация детей 2–3 лет в детском саду Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Адаптация детей к детскому саду [h3]Адаптация детей к детскому саду (Консультация для родителей)[/h3] Автор: Глушкова Светлана Владимировна[/i] Адаптация детей к детскому.

Консультация «Адаптация детей к детскому саду» Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его.

Презентация «Адаптация детей к дошкольному учреждению» Каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро.

Адаптация детей раннего возраста Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Адаптация детей раннего возраста в ДОУ. Адаптация (от латинского adaption-приспособление) рассматривается как всеобщее свойство живой материи,.

Адаптация детей в детском саду Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся» Конспект родительского собрания для родителей 5-тикласников, воспитанников суворовского училища на тему: «Адаптация учащихся вновь поступивших.

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» Введение ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ 1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований 1.2. Особенности.

Презентация «Адаптация детей к детскому саду» Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей в 1 классе
Опубликовано: 10 августа 2018 в 22:34
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД