Лучший педагог года

Адаптация малышей в детском саду

Федина Мария Стефановна
Адаптация малышей в детском саду

Конспект

Адаптация малыша в детском саду.

Отдавать ребенка или не отдавать в детский сад — этот вопрос рано или поздно возникает в каждой семье. Несомненно плюсы от пребывания ребенка в детском саду очевидны, но это пугающее слово–АДАПТАЦИЯ.

Публикация «Адаптация малышей в детском саду» размещена в разделах

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптационный период –серьезное испытание для малышей раннего возраста и чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций и неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратковременный и быстрый, аппетит (в детском саду много новых блюд, пропадают ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей).

Существует два вида адаптации : 1. Физиологический, 2. Психологический. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий.

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация 1-16дней. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 —2 недели. У ребенка преобладает радостное, устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям. Речь может затормаживаться, но ребенок откликается и выполняет указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Средняя адаптация 16-32 дня. В этот период сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние его нестабильно в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) — в течение двух недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации. Тяжелая адаптация 32-64 дня. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест, либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания — более трех раз, длительностью более десяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям.

Могут замедляться рост и прибавка в весе.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ : отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада; наличие у ребенка своеобразных привычек;

неумение занять себя игрушкой;

несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослыми. На разную степень адаптации влияют следующие факторы: возраст ребенка;

состояние здоровья; уровень развития; умение общаться со взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада

Эффективной помощью в преодолении психологического и физиологического уровня адаптации ребенка в детском саду будут совместные усилия родителей и воспитателей. Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и без болезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: · знакомство, сближение детей между собой; · знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; · знакомство с группой (игровая, спальная и др. Комнаты); · знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); · знакомство с педагогами и персоналом детского сада. 3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности. Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включает игры и упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Взаимодействие с родителями желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Работа с родителями строилась следующим образом:. родительские собрания,. консультации, · беседы, · анкетирования, · тесты, · посещение семей воспитанников, · индивидуальные консультации (по результатам диагностики и запросам родителей, · оформление информационных стендов для родителей, · рекомендации.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ? Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи, соответствующий режиму детсада. В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в садике. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах. Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить какую одежду ребёнок наденет утром. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка. Если он категорически отказывается идти в детский сад, дайте ребенку пару дней отдыха. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша. Первые признаки того, что ребенок адаптировался! Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду младших дошкольников Незаметно пролетит лето, а это значит, что с приходом осени начнется новый учебный год. Не только тысячи учеников первый раз сядут за парты,.

Адаптация ребенка в детском саду Вот и наступил этот важный период в вашей жизни и жизни вашего ребенка -он идет в детский сад. И у родителей естественно появляется много.

Адаптация ребенка в детском саду Адаптация ребенка в детском саду» (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни.

Адаптация ребенка в детском саду. .

Адаптация в детском садуАдаптация в детском саду Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а.

Адаптация в детском саду. Консультация психолога ОБ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ И ДОВЕРИИ К МИРУ Каждый год специалисты нашего Центра отвечают на десятки писем обеспокоенных родителей малышей,.

Адаптация в детском саду АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ. Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей и младших воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего.

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Консультация «Адаптация в детском саду» Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка.

Родительское собрание «Адаптация в детском саду» Родительское собрание «Адаптация в детском саду» Первое родительское собрание в 1-й младшей группе «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация малышей в детском саду
Опубликовано: 17 января 2018 в 15:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД