Мария Чистикова
Адаптация ребенка к детскому саду. Памятка родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это период, в течение которого ребенок усваивает правила поведения в детском саду, овладевает необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками. Результатом успешной адаптации является состояние, в котором ребенку психологически комфортно пребывать в детском саду.
Что важно понимать родителю, отдавая ребенка в детский сад:
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду, Памятка родителям» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
1. Адаптация – стресс для ребенка, связанные со сменой социальной ситуации. Близкого взрослого заменяют другие незнакомые люди. Привычная домашняя атмосфера, в которой ребенка понимают с полуслова, заменяется необходимостью коммуницировать со взрослыми, излагая свои желания, доступным ребенку способом (речь, мимика, жесты).
2. В детском саду ребенок сталкивается с необходимостью многие вещи делать самостоятельно (одеваться, есть ложкой и т. д., чем меньше ребенок владеет элементарными навыками самообслуживания, тем менее дискомфортнее он будет чувствовать себя в незнакомой обстановке.
3. До 3-х лет дети не испытывают потребность в общении с ровесниками, чаще всего играя рядом, а не вместе. Интерес к сверстникам, как партнерами по сюжетно-ролевой игре, формируется в 3-4 года. Поэтому к моменту поступления в детский сад ровесники чаще всего не представляют самостоятельного интереса для ребенка.
4. Слезы и капризы в адаптационный период являются нормой, и представляют собой выход эмоций и переживаний, накопившихся у малыша за время пребывания без мамы. Наказание и обвинение ребенка за его слезы может только ухудшить ситуацию и затянуть адаптационный период.
5. Адаптация может занять от 2-х недель до полугода, и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и уровня его психологической готовности к детскому саду.
Рекомендации родителям, упрощающие адаптацию ребенка в детском саду:
1. Главный секрет успешной адаптации – готовность родителей к пребыванию малыша в детском саду. Если уж вы решили по каким-либо причинам отдать ребенка в детский сад, постарайтесь привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками и развиваться».
2. Постарайтесь, чтобы домашний режим приблизительно совпадал с режимом детского сада, это поможет избежать дополнительного стресса и переутомлений.
3. Соблюдайте принцип систематичности при посещении детского сада, ребенок быстрее привыкнет к новой обстановке, если она будет последовательно повторяться изо дня в день.
4. До прихода в детский сад постарайтесь обеспечить ребенку опыт общения с незнакомыми взрослыми и опыт разлуки с мамой на несколько часов.
5. Настройте ребенка на посещение сада: объясните ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, тем спокойнее ваш малыш пойдет в детский сад. Погуляйте рядом с детским садом, расскажите о своем дошкольном детстве. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Ребенок автоматически примет вашу позицию («Если маме здесь не нравится, то и мне плохо. Я не хочу в детский сад!»). Никогда не пугайте ребенка детским садом! Важно создать положительный образ детского сада.
6. В период адаптации постарайтесь исключить дополнительные эмоциональные нагрузки (посещение театров, шумных мероприятий, просмотр телевизора и т. д.) и стресс (переезды, изменение состава семьи и т. д., не нагружайте нервную систему малыша.
7. Прощаясь с ребенком в детском саду, не пытайтесь исчезнуть, пока малыш отвлекся. Таким образом вы можете сформировать у малыша недоверие к маме, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, проговорить его дома и повторять изо дня в день.
8. Приучайте малыша к самостоятельности дома, хвалите за успехи. Создавайте условия для формирования культурно-гигиенических навыков (научите вытирать рот салфеткой, мыть руки до и после еды, задвигать за собой стульчик, умываться и т. д.). Постарайтесь до поступления в сад отказаться от сосок, бутылочек и памперсов.
9. Взаимодействуйте со сверстниками на площадке, в гостях: учите обмениваться игрушками, идти на уступки, отстаивать свои границы, и не переходить чужие.
11. Научите ребенка просить воспитателя о помощи и ждать своей очереди: дети, пришедшие в сад впервые, не могут себя обслуживать полностью самостоятельно в силу возраста. Ребенку будет спокойнее, если он не останется со своей проблемой один на один, а будет знать, как и к кому он может обратиться за помощью.
12. Если у Вас возникнут сомнения по графику адаптации (по какой схеме увеличивать время пребывания ребенка в саду, не стесняйтесь обратиться за советом к воспитателям или психологу. График адаптации индивидуален для каждого ребенка и зависит от его эмоционального состояния, за которым педагоги наблюдают ежедневно и дадут Вам все необходимые рекомендации.
13. Эмоционально поддерживайте ребенка в этот непростой период: чаще обнимайте, целуйте, проводите с ним больше времени, разговаривайте о событиях дня перед сном, задавайте вопросы о жизни в детском саду.