Адаптация ребенка к ДОУ

Татьяна Былкина
Адаптация ребенка к ДОУ

Лекционное занятие для родителей

Тема: «Адаптация ребенка к ДОУ»

Цель: Рассказать родителям о многогранности психологических аспектов адаптации к ДОУ, возникающей у детей и сформировать представление о правильных действиях при дезадаптации.

Задачи:

1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию дезадаптации;

2. Рассмотреть, особенности дезадаптации;

3. Рассмотреть, как семья влияет на дезадаптацию процессах личности ребенка;

4. Рассмотреть возможные причины дезадаптации;

5. Дать рекомендации родителям как действовать при дезадаптации ребенка.

Форма проведения: лекция.

Этапы лекции:

1. Организационный момент.

Добрый вечер уважаемые родители, вы пришли на мою лекцию после тяжелого рабочего дня, и я вижу какие у вас уставшие лица, я постараюсь, чтобы лекция для вас была интересной и полезной. Наши детки только-только пришли в садик. И, несомненно, им будет непросто адаптироваться в новой среде. Поэтому тема нашей сегодняшней лекции связанна с дезадатацией ребенка в ДОУ. И, так начнем.

2. Этап актуализации.

Период вхождения в дошкольную жизнь является для детей важным и ответственным, его сложность и значимость не вызывает ни у кого сомнения. Именно от успешности адаптации, от уровня сформированности взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, от базовых учебных установок зависит эффективность дальнейшего развитие ребенка, его способность к психологическому, личностному и социальному развитию.

Вхождение ребенка в дошкольную жизнь, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако, для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми, адаптироваться к новой социальной ситуации. Следовательно, адаптация, важнейший путь, который должен преодолеть ребенок.

3. Изложение учебного материала.

I. Особенности дезадаптации

Адаптация ребенка –довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился по-настоящему. Адаптация к ДОУ далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям.

Нарушение адаптации обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в неврозах и повышенной тревожности.

Обращение к аудитории:

• Замечали ли у своих детях данные признаки?

• Как вы на них реагировали? (Если замечали)

Хорошо, продолжим:

Иногда эти явления смягчаются после трех месяцев, но часто сохраняются и надолго закрепляются.

Приспособление (адаптация)– это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Первоначальный этап пребывания в саду как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в новой среде. Ребёнок, который вписывается в новую систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Как видите, не день и не неделя требуется для того, чтобы ребенок освоился по-настоящему. Адаптация далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям.

II. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка

Своеобразным коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:

• Психофизиологические;

• Психологические;

• Социальные;

• Культурные.

Обращение к аудитории:

• Как вы считаете, как поясняются эти отношения?

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические - включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п., внутри которой данная семья возникла и существует.

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

Очень важным считаю также тип семейного воспитания:

1) Гипоопека (гипопротекция).

- безнадзорность (явная);

- гипопротекция потворствующая (при стремлении оградить от постороннего внимания);

- перфекционизм (совершенствование принудительное);

- явное эмоциональное отвержение (по типу «Золушки») требования, не соответствующие возрасту;

- жесткое обращение, «ежовые рукавицы».

2) Гиперопека

- гиперпротекция явная («оранжерейный» тип воспитания) проявляется в семьях очень тревожных мнительных родителей; в семьях, где дети имеют какие-то дефекты с рождения; этот тип воспитания способствует развитию комплекса неполноценности

- компенсаторная (с боязнью всего плохого) родители не доверяют никому, рассчитывают только на свои силы; происходит задержка формирования высших эмоций, социальных установок.

- не материнская (опека осуществляется близкими родственниками, которые постоянно подчеркивают то, что ребенок «сирота»; способствует развитию таких форм поведения, как шантаж).

- потворствующая (по типу «кумир семьи»);

- доминирующая (мелочная опека без свободы выбора, способствует задержке выработки навыков, несамостоятельности, низкому уровню притязаний, развитию комплекса неполноценности.

3) Повышенная моральная ответственность

(воспитываются тревожные, мнительные, с большим чувством ответственности дети; они постоянно находятся в состоянии стресса, часто срываются.)

4) Со сменой типа воспитания «от кумира до изгоя».

Вызывает реакции активного протеста, вплоть до шантажного суицидального поведения, которое может закончиться летальным исходом (группа повышенного риска).

5) Противоречивое воспитание.

Каждый член семьи воспитывает по-своему.

Из практики можно сказать, что тип воспитания оказывает серьезное влияние на развитие ребенка, поэтому играет одну из важных ролей в дезадаптационных процессах личности.

Хочу вам предложить формулу успешного воспитания в семье:

Законы семьи =

единство требований + значимость похвалы +

трудовое участие + разделение благ

Эти законы просты и понятны каждому: единство требований отца и матери, значимость похвалы для ребенка, трудовое участие каждого члена семьи в жизни всей семьи, разделение в равной степени материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы выполняются в семье, если отец и мать являются друзьями своего ребенка, значит, вырастет в семье человек и личность.

4. Этап рефлексии.

Наша лекция подходит к завершению, и напоследок, я бы хотела вам дать несколько рекомендаций, для борьбы с дезадаптацией вашего ребенка, которые я так же в конце занятия вам раздам:

Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду.

Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных.

Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.

Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т. д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми — ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достигнул ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!

Одна мама сравнила вхождение ребенка в условия ДОУ с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Только совместные усилия воспитателя, родителя, психолога, врачей способны снизить риск возникновения у ребенка дезадаптации.

Используемая литература:

1. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. – М.: Педагогика, 1968.

Рекомендуемая литература:

1. Центр дополнительного образования детей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alternatiwa.ucoz.ru/publ/dezadaptacija_pervoklassnikov/1-1-0-9

2. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. – М.: Педагогика, 1968.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду «Адаптация ребенка к детскому саду» Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно.

Адаптация ребенка к детскому саду Кто первым открывает для ребенка мир социально общественной жизни? Конечно, детский сад! Он (разумеется параллельно с семьей) берет на себя.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (Консультация для родителей) При поступлении в детский сад ребенок проходит биологическую или.

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада Трудности адаптационного периода Ваш малыш подрос и может посещать детский.

«Я иду в детский сад» — адаптация ребенка к ДОУ Слайд 1 Я иду в детский сад Адаптация ребенка к ДОУ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБДОУ №75 «Солнышко».

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность.

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к ДОУ» Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к новой для него среде и результат этого процесса. Содержанием процесса социальной.

Адаптация ребенка раннего возраста в детскому саду Для того, чтобы ребенок быстро адаптировался в детском саду необходимо правильно организовать процессы (моменты); проводить игры- занятия,.

Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду» Протокол родительского собрания №1 от 16.10.2015г Родительское собрание в младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Присутствуют.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Адаптация ребенка к ДОУ
Опубликовано: 5 июня 2016 в 13:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
ООД по художественно-эстетическому развитию «Пятнышки для жирафа» в группе раннего...
Задачи: систематизировать знания детей о животных жарких стран- жирафе. Продолжать развивать умения рисовать ватными палочками. Воспитывать желание...
Мастер класс по изготовлению поздравительной открытки к 23 февраля
Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! В нашей стране ежегодно отмечается множество праздников. Многие задают себе вопрос : « А есть ли...
Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
Кукла- марионетка страусенок Эму. Сложность: ниже средней Время работы: 1 день Представляю вашему вниманию мастер-класс по созданию марионетки-страуса из...
Сценарий праздника Масленицы для всех групп детского сада
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: Создать настроение торжества и веселья; - совершенствовать двигательные умения...
Фотоотчет об участии в конкурсе «А ну-ка, мальчики»
Добрый день, гости моей страницы! В феврале в нашем ДОУ проходил конкурс "А ну-ка, мальчики", задачами которого стало развитие творческих способностей детей,...