Петухова Ольга Александровна
Опыт работы «Адаптация во второй младшей группе без отрицательного эмоционального состояния»
Как преодолеть адаптацию детей без отрицательного эмоционального состояния при переходе во вторую младшую группу?
Ребенок- это маленькое счастье, маленькая жизнь для каждого родителя, которая наполняет родительские сердца теплом, а дом- радостным смехом!
На протяжении младенчества, дети находятся со своими родителями, которые их оберегают и дарят свою любовь. Но приходит тот момент, когда малыш подрастает и его ждет новая ступень в его жизни- детский сад!
Публикация «Опыт работы „Адаптация во второй младшей группе без отрицательного эмоционального состояния“» размещена в разделах
Детский сад- это прекрасное место для дошколят, это второй дом для малышей, где они проводят большую часть своего времени. Но дети это не сразу осознают, особенно в ясельном возрасте. Ведь на протяжении всего этого времени они были рядом со своими родителями, которые тебя всегда понимают и оберегают. Дома все игрушки принадлежат тебе, а в саду игрушки общие. Все мамино внимание уделено только тебе, а воспитатель дарит свое внимание всем детям. И ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду. Начинается период адаптации, привыкание организма к новой обстановке.
Адаптация детей у каждого проходит по- разному. У кого- то отрицательное эмоциональное состояние длится не долго, у кого- то на протяжении месяца, а у кого- то и более. Выделяют три степени адаптации : легкая, средняя и тяжелая. Самый нежелательный вид адаптации- это тяжелая адаптация, которая очень влияет на отрицательное эмоциональное состояние детей и очень медленно нормализуется. Чтобы не допустить развития данного адаптационного периода воспитатели ясельных групп прилагают все усилия и профессиональные навыки, чтобы адаптация ребенка прошла легко и без лишнего стресса для организма. После окончания адаптационного периода ребенок получает положительно- эмоциональную стабильность и с удовольствием посещает детский сад.
Но как педагог я задумалась… После окончания ясельной группы детей ждет переход во вторую младшую группу, где детей ждет новая группа, новые воспитатели и новые игрушки. Значит адаптационный период может возобновиться. Я задалась вопросом: «Как же сделать так, чтобы адаптация детей прошла легко, не повлияв на эмоциональное состояние детей?». Я ознакомилась с определенной литературой и сделала для себя вывод, что знакомство с будущей группой, с детьми должна проходить за ранее, в течении года, когда эмоциональны фон детей стабилен.
Для начала я изредка начала заходить в группу к малышам, обозначив свою присутствие. Затем мои посещения стали ежедневными в течении пяти минут. В это время дети приглядывались ко мне, изучали меня. Через некоторый период времени дети начали узнавать меня, спокойно воспринимать и подходить ко мне. Затем начался период тактильного восприятия. Дети не только узнавали меня и положительно- эмоционально реагировали на мое присутствие, но и подходили ко мне, держали за руку, сидели на коленях и руках, пытались вести диалог, насколько это было возможно.
Затем период пребывания в группе увеличился до 15 минут. В это период мы с детьми играли и общались, строили пирамиды, катали машинки, собирали пазлы для малышей и играли в куклы. По возможности раз в неделю я посещала детей во время завтрака, присутствовала во время завтрака и кормила детей. Это тоже один из важных моментов. Дети должны вам доверять и понимать, что вы готовы помочь им при любых трудностях.
При полном доверии детей переходим к следующему шагу- знакомим детей с будущей группой, в которую они перейдут после окончания ясельной группы. Совместно со своим воспитателем ясельной группы дети по 3-4 человека посещают будущую группу и знакомятся с новой группой, новыми игрушками и новым младшим воспитателем.
На протяжении всего года, ведя совместную работу с воспитателем ясельной группы, мы провели огромную работу, которая дала положительные результаты.
Исходя из данного опыта, я могу сделать вывод, что совместная работа двух педагогов дает возможность детям избежать адаптационного периода или сделать адаптацию детей более легкой, не травмируя эмоциональный фон детей.