Лучший педагог года

Адаптационные технологии. Аналитическая справка

Валентина Радушкевич
Адаптационные технологии. Аналитическая справка

Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный. Он связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии, могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Публикация «Адаптационные технологии, Аналитическая справка» размещена в разделах

В связи с этим, важным вопросом, необходимо осуществлять целенаправленную организацию процесса привыкания детей к новым условиям в группе, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, сохранению, укреплению их физического и психического здоровья.

Таким образом, данные технологии имеют следующие цели и задачи:

Цель: Создание и организация благоприятных условий воспитательно-образовательного процесса для адаптации детей младшего возраста.

Задачи:

1. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей через повышение информационной компетентности.

2. Создать комфортные условия при организации адаптации детей к ДОУ.

3. Разработать план мероприятий в период адаптации к ДОУ детей третьего года жизни.

4. Разработать эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

Задачи воспитания на адаптационный период :

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для успешной адаптации детей младшего возраста.

В течение работы на адаптационной группе, я работала над созданием целостного набора средств, приемов и методов. Совокупность их способствует эффективной работе в повышении адаптационных возможностей детей и содействует снятию стрессового состояния.

Для решения этих вопросов, я разработала:

- перспективное планирование мероприятий по гибкому режиму в период адаптации к ДОУ для детей третьего года жизни;

-план работы с родителями в первой младшей группе, в котором представлены формы работы.

Поступление детей младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания от родителей и от всего персонала ДОУ.

Работа по обеспечению благоприятного адаптационного периода осуществляется в три этапа:

1 этап – до поступления детей в группы с момента записи ребенка родителями.

На данном этапе родители заполняют анкеты, в котором они дают характеристику состояния детей в семье.

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

В ходе первой беседы родителям поступающего в сад ребенка выдается буклет, разработанный воспитателями. В буклете даются основные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, профилактике дезадаптации.

2 этап – период длительностью до восьми или десяти недель с поступления детей в группу.

На данном этапе ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода.

Совместно с медицинскими работниками изучаю медицинские карты. Анализирую причины возможных нарушений адаптации, составляю рекомендации родителям.

3 этап – подведение итогов адаптационного периода.

Проводится оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания. По итогам заключения и по наблюдениям определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Систематическое наблюдение за поведением детей дает возможность для осуществления диагностики нервно – психического развития детей во время адаптационного процесса;

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми адаптационного возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В течение адаптационного периода провожу занятия, психологические и словесные игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Подбираю игры, игровые упражнения и ситуации, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности.

Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа с детьми начинается с утреннего приема детей. Это речевые настройки, психологические игры, повышающие эмоциональный настрой детей. Хороводы, пальчиковая гимнастика, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.

В группе привлекают внимание детей игры-забавы с заводными игрушками с народными (движущимися фигурками медведей; курочками, клюющими зерно и т. д., игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками. Показ сопровождается чтением стихов, веселыми шутками, прибаутками, считалочками, загадками. Проведение этих игр детям доставляет радость, эмоциональный подъем, что в свою очередь повышает интерес к игре. Дети проявляют интерес к импровизации, к имитации, придумыванию движений.

А также в процессе адаптации ребенка использую другие формы и методы работы:

- элементы телесной терапии, сказкотерапия, куклотерапия;

- музыкальные и физкультурные занятия, подвижные игры;

- исполнение колыбельных песен перед сном;

- релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению);

- вода и песок также являются элементами релаксационных игр.

Для успешной адаптации организовано удовлетворение основных потребностей ребенка:

- органических (в отдыхе, в пище);

- социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении).

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В интерьере группы преобладают светлые спокойные тона стен. В свободном доступе детей и в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка, где имеются: мягкое кресло, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума, телевизор, музыкальный центр.

В приемной на информационном стенде размещаю для родителей информацию о возрастных особенностях детей, характеристику адаптационного периода, рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации, веду индивидуальные беседы.

О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:

- положительный эмоциональный фон;

- продуктивность действий в новых условиях;

- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

- инициативность в контактах с взрослым и сверстником;

- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

- хороший аппетит;

- быстрое засыпание и просыпание в бодром настроении;

- ребенок играет один или со сверстниками.

Анализ степени адаптации за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Дети младшего возраста привыкают к детскому саду быстро и безболезненно, что позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам года в логопедической подготовительной группе Воспитатель Цыганкова Наталья Ивановна Списочный состав на начало и конец года 25 человек. Впервые в истории российского образования создан.

Аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что.

Аналитическая справка к аттестации по должности «воспитатель» (2 часть) 1 часть Критерий 3. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания,.

Аналитическая справка о проведении Недели здоровья в ДОУ Аналитическая справка о проведении Недели здоровья в ДОУ С 23 по 27марта 2015 г. в детском саду прошла тематическая Неделя здоровья в соответствии.

Аналитическая справка по результатам диагностики детей Я, Кашапова Гулия Халитовна, работаю в МДОУ детсад № 1 «Улыбка» с. Камышла воспитателем. Результаты своей работы я отслеживаю путем мониторинга.

Аналитическая справка по результатам фронтальной проверки Тема «Состояние учебно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе». Дата проведения контроля: с 16.12.2014 по 21.12.2014.

Аналитическая справка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» Тема «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста» Дата проведения контроля: 22.02. 2015 г. Объекты.

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году» Тема «Готовность ДОУ к новому учебному году». Дата проведения контроля: 06 сентября 2014 г. Объекты контроля: группы и помещения ДОУ. Проверяющий:.

Аналитическая справка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада» Тема «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада». Дата проведения контроля: 10.02.

Аналитическая справка к аттестации по должности «воспитатель» (1 часть) 2 часть АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Критерий 1. «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационные технологии. Аналитическая справка
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 00:25
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД