Вера Кривошеева
Адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период – самое трудное время для вновь прибывших детей, и вызывает,
как, правило серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Изменение условий
среды и необходимость выработки новых форм поведения, требует от ребенка усилий,
вызывают появление стадии напряженной адаптации.
От того, насколько в семье дети подготовлены к переходу в детский сад, зависят и
течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение
Публикация «Адаптационный период» размещена в разделах
полугода, и дальнейшее развитие малыша
Характерные особенности адаптационного периода :
-Эмоциональная напряженность, беспокойство и заторможенность
Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослым или, наоборот, отказывается от
него, сторонится сверстников.
-Нарушается сон и аппетит.
-Меняется активность по отношению к предметному миру (интерес к игрушкам и
окружающему снижается).
-Падает уровень речевой активности. Сокращается словарный запас, новые слова
запоминаются с трудом.
-Нарушается реактивность организма, что приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации : легкая, средняя и тяжелая.
Хотелось бы обратить внимание на тяжелую степень адаптации и указать на основные ее
показатели:
-Частота и длительность острых заболеваний.
-Проявление невротических реакций.
-Длительные сроки нормализации поведения.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с
предстоящими ему изменениями.
Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка. Они тесно
переплетены и взаимосвязаны.
Что же это за факторы?
Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту
малыш, обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он
лучше справляется с трудностями.
Во- вторых, это возраст, в котором малыш поступает в детский сад. С ростом и развитием
ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.
В- третьих, сугубо психологический фактор, это - степень сформирования у ребенка
общения с окружающими и предметной деятельности.
В раннем возрасте на смену ситуативно–личностному (эмоциональному) общению
приходит ситуативно–деловое (практическое) общение. В центре делового общения
становится овладение ребенком совместно со взрослым, миром предметов, назначение
которых, сам малыш открыть не в состоянии.
Один из методов, успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к
детскому саду, является фольклор. Роль детского фольклора чрезвычайно велика.
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные
веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Песенки –потешки приносят
радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога,
участвовать в общих играх. Замечено, что к педагогу, владеющему образным народным
фольклором, тянутся дети: их завораживает напевность слов, привлекает внимание
неожиданные повороты в сюжете.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются
различными видами деятельности. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее
уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память,
внимание, речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно
развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используется наглядность, объясняется значение новых слов, а
это значит, что увеличивается словарный запас детей.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает контакт с ребенком. Интонация голоса взрослого в одних случаяхуспокаивает его, в других- бодрит. Применяя в работе разнообразные приемы и формы
воздействия на детей с использованием фольклора, нами было замечено, что дети стали
«заказывать» полюбившиеся им произведения. Педагоги стали рассказывать пестушки,
потешки, исполнять колыбельные песни по просьбам детей, чередуя их с новыми
произведениями.
В заключении хочется сказать, что на адаптацию ребенка в детском саду, использование
народного фольклора, положительно влияет на уровень эмоционального состояния
детей.
Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не
должна порваться с поступлением в дошкольное учреждение, а наоборот, становиться
крепче в процессе использования форм фольклора в режимных моментах, играх и
развлечениях, то есть повседневной жизни детей, как в домашней, так и в условиях
общественного воспитания.