Получи документы

Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида

Анна Божога
Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 2

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 4

1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы. 4

1.4. Планируемые результаты освоения Программы. 5

1.5. Характеристика детей с диагнозом афония. 9

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления. 9

1.6. Характеристика особенностей развития Серегиной Арины. 10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 14

Публикация «Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида» размещена в разделах

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент). 14

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи. 16

2.3. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы. 17

2.4. Основные формы взаимодействия с семьей 18

2.5. Комплексно-тематическое планирование. 19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 22

3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с речевым нарушением. 22

3.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 24

3.3 Программно-методическое оснащение. 25

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка с НР дошкольного возраста.

Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок».

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.

Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает :

• осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальных возможностей;

• возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка - инвалида с НР в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

- Основная образовательной программа дошкольного образования МБДОУ Д/с «Теремок»

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Л. Б. Баряева, Т. В.

Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. Программа обеспечивает психолого-педагогическую помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребенка с НР;

- развития позитивных качеств личности;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с нарушениями речи.

Задачи:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие языковой системы (пассивный и активный словарь) и произносительной стороны речи.

3. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).

4. Развитие психических процессов.

1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы.

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество организации с семьей;

6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).

9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка

10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.

Виды образовательной деятельности Планируемые результаты

Речевое развитие Узнает по словесному описанию знакомые предметы. Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, некоторых простых предлогов. Понимает и использует в речи обобщающие слова по изучаемым лексическим темам. Различает и употребляет в речи существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

«Оречевляет» игровую ситуацию.

Составляет предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке. Правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих звуков.

Повторяет предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Социально коммуникативное развитие Активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

- способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других;

- способен договариваться, разрешать конфликты;

- умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.

Познавательное развитие Осваивает конструирование из бумаги и природного материала.

Занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (10–15 минут).

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно.

Использует конструктивные умения в ролевых играх.

Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков.

Осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.

Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения : контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Действует по правилу или по инструкции в предметно практических и игровых ситуациях.

Распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда).

Художественно

эстетическое развитие Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 10—15 минут; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Физическое развитие Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности.

1.5. Характеристика детей с диагнозом афония.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений - от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны : заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является афония. Афония – это полное отсутствие голоса.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент).

Область

Задача

Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе

Художественно

эстетическое развитие Работать над восприятием художественной литературы, над развитием восприятием музыки, над голосом.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику, чувство ритма.

Обучать правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках).

Речевое развитие Развивать произносительную сторону речи, фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, умение составлять рассказ по картинке и серии сюжетных картинок (3 шт) с опорой на наглядность, умение отвечать верно полно и кратко на поставленный вопрос.

Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу. Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность. Развитие математических представлений.

Социально-

коммуникативное развитие Развивать игровую деятельность ребё нка:

- вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры;

- способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры ребёнка;

- развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.

Развивать умения делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности:

- стимулировать эмоциональносодержательное общение ребёнка со сверстниками;

- создавать условия для включения ребёнка в ситуативно-деловое общение со сверстниками в разных видах деятельности;

- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам;

- развивать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Развивать интерес к сверстникам через:

- развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них (посредством художественных произведений);

- развитие умения учитывать и понимать позицию партнёра, через развитие режиссёрской игры ребёнка.

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи.

Логопедическое заключение: Афония

Цель работы: коррекция дыхания, улучшение артикуляции, и совершенствование речи.

Индивидуальные коррекционно-логопедические занятия :

1. Коррекция голоса

• Улучшение артикуляции.

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

2. Коррекция произносительной стороны речи.

• Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

• Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Коррекция звукопроизношения.

3. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

• Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

4. Развитие словаря.

• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

5. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).

2.5. Комплексно-тематическое планирование.

Месяц Неделя Содержание работы

Сентябрь 1-ая Упражнения по коррекции дыхания и активизации мышц гортани. (Дутье в губную гармошку, на вату, надувание резиновых игрушек).

2-ая

3-ья

4-ая

Октябрь 1-ая Упражнения для активизация небной занавески: вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка;

- поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.

- при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).

- быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2-ая

3-ья

4-ая

Ноябрь 1-ая Гимнастика мягкого неба: покашливание;

зевание; глотание воды небольшими порциями; имитация полоскания рта.

2-ая

3-ья

4-ая

Декабрь 1-ая Упражнения для расслабления голосовых складок: одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

2-ая

3-ья

4-ая

Январь 1-ая Гимнастика нижней челюсти: открывание и закрывание рта, имитация жевания.

2-ая

3-ья Гимнастика нижней челюсти: открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А], вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

4-ая

Февраль 1-ая Артикуляционные упражнения (на шепоте) для коррекции дефектных или отсутствующих звуков речи.

2-ая

3-ья Усложнение артикуляционных упражнений с произнесением гласных, согласных, слогов на выдохе, но беззвучно.

4-ая

Март 1-ая Артикуляционные упражнения с сочетанием дыхательных движений и произнесением звуков на выдохе.

2-ая

3-ья Длительное произнесение гласных звуков.

4-ая

Апрель 1-ая Вызывание голоса с произнесения звука [ж], затем сочетать с гласными [у], [о], [а] в прямых и обратных слогах, коротко, медленно. Звук должен получаться без напряжения на низких нотах.

2-ая

3-ья

4-ая

Май 1-ая Произношение короткого и длинного звука [У] – [У…У…У…У…У…У]

2-ая Для увеличения силы голоса, его звонкости и диапазона звучания к полученному звуку [м] присоединяется гласный звук [у], т. е. на выдохе произносится прямой слог му.

3-ья Произношение слогов со звуком [о]. При этом создаются благоприятные анатомо-физиологические условия: импеданс ротоглоточного резонатора большой, голосовые складки активны, сила голоса значительна. Гортань занимает низкое положение

4-ая Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих взрывные согласные [к], [т], [п] с гласными [у], [а] в прямых и обратных слогах.

Июнь 1-ая Произношение согласных [ф], [с], [х] в сочетании с [у]

2-ая Произношение звонких согласных [в], [з], [ж] в сочетании с гласными.

3-ья Произношение взрывных звонких согласных [б], [д], [г] в сочетании с гласными.

4-ая Произношение шипящих гласных [ш], [щ], [ч] в сочетании с гласными.

Июль 1-ая Произношение согласных звуков в сочетании с гласными.

2-ая

3-ья

4-ая

Август 1-ая Укрепление силы, высоты и тембра голоса.

Произношение двух гласных звука: [а] — [у], затем два сочетания: [ау]—[уа], [уо]—[оу], [оа]—[ао], [уи]—[иу].

2-ая

3-ья

4-ая

3.3 Программно-методическое оснащение.

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005

2. Белошеева А. А., Голышева В. А., Неволина Г. Л., Окунева Г. Ю. Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999

3. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004

4. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006

5. Журнал «Логопед» 2004, № 1, с. 17. 2005, № 4, с. 94

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 08:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД