МААМ-картинки

Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе

Елена Пинкина
Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоселовская основная общеобразовательная школа

Чертковского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Новоселовской ООШ

Приказ № от 2020

Подпись руководителя ___Изотова Н. А.

М. П.

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Музыка»

на уровне начального общего образования

1 (дополнительный) класс для учащегося

Рабочего Михаила

Публикация «Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе» размещена в разделах

Количество часов 66 часов (33 очных часа, 33 часа самообразования)

Учитель_Пинкина Е. А.

Программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 классы : в 2 сб. /Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2013. – Сб. 1.

2020 – 2021 учебный год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Музыка» составлена для учащегося с расстройством аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образова-ния обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) :

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 классы : в 2 сб. /Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просве-щение, 2013. – Сб. 1.

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обуча-ющихся с расстройством аутистического спектра МБОУ Новоселовской ос-новной общеобразовательской школы на 2020 -2021 учебный год.

3. В соответствии с учебным планом МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год

4. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ской

Федерации»;

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19.12.2014 № 1598;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 10.07.2015 № 26 &;Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).

7. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год.

8. Положения о структуре рабочей программы МБОУ Новоселовской ООШ

9. Учебного плана МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год

10. Комплект отдельных рабочих программ и коррекционных курсов для 1 дополнитель-ного и 1 класса, адресованной обучающимся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). (Издательство "Просвещение", 2016 г

Общая характеристика предмета.

Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образова-тельной области «Музыка» учебного плана для учащегося с лёгкой ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Специфические особенности нарушения психического развития де-тей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномер-ный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведе-ния, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, раз-вивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, во-ля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающим-ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимо-действия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и при-родные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодиче-скими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, зву-коподражательных элементов.

Важно также сохранить привычную для детей с РАС последова-тельность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музы-кальных произведений отвечает принципу концентризма построения учеб-ного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных му-зыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых пережива-ний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнитель-ских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музы-кально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцеваль-ные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нрав-ственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.

Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса пред-мета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебны-ми и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуля-ция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уров-нями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся.

Достаточный уровень предполагает овладение программным ма-териалом по указанному перечню требований, минимальный уровень

– предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта.

Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к ос-новам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культу-ры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.

Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегратив-ное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями) с незначительными музыкальными способностями, не преду-сматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным за-нятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность пере-живаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота ин-тонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение рит-мического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Задачи:

формирование доступных музыкальных знаний и умений;

формирование стремления и привычки к слушанию музыки;

развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоци-ональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

обогащение представлений об отечественных музыкальных традици-ях (праздники, обычаи, обряды, формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гор-дость за отечественную музыкальную культуру, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

реализация психокоррекционных и психотерапевтических возмож-ностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения;

коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возмож-ностей для профилактики социальной дезадаптации.

. Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «музыка» входит в предметную область «Искус-ство». На изучение предмета «Русский язык» в 1 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю (1 час - очная форма обучения и 1 час – самообразование, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). Рабо-чая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточ-няется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 1 дополнительном классе

п/п Раздел Содержание курса

1. пение

Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкаль-ное прощание»

Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зай-чик) с использованием дидактического материала

Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу)

Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопро-вождении

Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»

Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопе-дических жестов»

Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя

Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению на примере разучиваемых песен

2. Восприятие музыки

(элементы му-зыкальной грамоты) Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки

Знакомые попевки различать при выборе из двух

Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.

Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.

Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.

Ознакомление с темпами в музыке : быстро, медленно.

3. Игра на ин-струментах детского шу-мового ор-кестра

Формирование интереса к звучанию музыкальных инструмен-тов, эмоциональному восприятию музыки : «стук дождя» (бара-баны, шорох листьев» (тамбурины, «звон капели» (треугольник)

Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкаль-ных инструментов : выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, тре-угольник, барабан

Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей

Формирование навыка игры ровными длительностями: дере-вянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны

Формирование навыка игры «глиссандо» : ксилофоны (в т. ч. «дрова», металлофоны, круговые трещётки, рубель

4. Музыкально – ритмические движения Формирование навыка хождения по кругу

Движения по кругу:

Движение спокойным шагом

Быстрый шаг по кругу со сменой направления

Выставление ноги на пятку, на носок

Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу

Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающи-мися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в сле-дующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых до-стижений.

Предметные результаты в 1 дополнительном классе

Минимальный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);

пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструменталь-ным сопровождением;

наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки

различие вступления, окончания песни

Достаточный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой

самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения

одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;

правильное формирование при пении гласных звуков;

наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);

различение разнообразных по характеру и звучанию песней

различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец

Личностные результаты в 1 дополнительном классе

1) формирование образа себя, осознание себя как ученика

2) развитие элементарных представлений об окружающем мире;

3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

5) формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей

УУД Учебные действия и умения

Личност-ные учеб-ные

действия

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных

заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в

новом социальном окружении;

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения

в природе и обществе.

Коммуни-кативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных

видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

Регулятив-ные учеб-ные

действия

- адекватно соблюдать ритуалы поведения (поднимать руку,

вставать и выходить из-за стола и т. д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познава-тельные учебные действия

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать

на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями

окружающей действительности.

Необходимым условием реализации программы по учебному предмету «Музыка» являет-ся создание развивающей предметно-пространственной среды.

Направления коррекционно-развивающей работы Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация диски из музыкальных серий Т. Сауко, Г. Вихаревой, Т. Суворовой, И. Новосколь-цевой и И. Каплуновой, Т. Бурениной; куклы би-ба-бо, плоскостные и объемные игрушки, султанчики, ленточки, мячи.

Слуховое и зрительное восприятие, вни-мание и память Запись (детские музыкальные инструмен-ты (коробочки. колокольчики, металлофо-ны, бубны, барабаны и др.)

Контрольно-измерительные материалы

для 1класса

1 четверть

Достаточный уровень Минимальный уровень

различать по характеру звучания колы-бельную, марш, танец различать вступление, окончание песни;

2 четверть

Достаточный уровень Минимальный уровень

иметь представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании, опираясь на наглядные примеры иметь представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании

3 четверть

Достаточный уровень Минимальный уровень

правильно формировать при пении глас-ные звуки знать логопедические жесты, обозначаю-щие гласные звуки

4 четверть

Достаточный уровень Минимальный уровень

самостоятельно петь знакомую песенку, используя плавное голосоведение петь (подпевать) фразы знакомых песен с помощью педагога с инструменталь-ным сопровождением

4. Тематическое планирование по музыке

1 (дополнительный) класс

п/п Тема Кол-во часов Кол-во часов

(са-мооб-раз-ние) Дата про-веде-ния Фак-тиче-ски

1

2 Вводный урок. Ритуал «Музыкальное при-ветствие»

Ритуал «Музыкальное прощание» 1

1 2.09

3

4 Пение гласных «А», «О», «У» с логопеди-ческими жестами «открытая ладонь», «ко-лечко»

Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением. 1

1 9.09

5

6 Восприятие музыки

Элементы музыкальной грамоты 1

1 16.09

7

8 Слушание музыкальных инструментов

Песенный репертуар на тему «Осень» 1

1 23.09

9

12 Музыкально – ритмические движения

Формирование навыка хождения по кругу 1

1 30.09

13

Ритуал «Музыкальное приветствие», «му-зыкальное прощание» 1 7.10

14 Музыкальная разминка Дыхательное упражнение 1

15

Пение гласных «А», «О», «У» с логопеди-ческими жестами «открытая ладонь», «ко-лечко» 1 14.10

16

Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1

17 Игрушка «в гостях» у ребенка 1 21.10

18 Песенный репертуар на тему «Осень» 1

19

Пение гласных «А», «О», «У», «И» с лого-педическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок 1 28.10

20 Песенный репертуар на тему «Зима»

1

21 Разучивание распевки «Гора»

1 11.11

22 Повторение распевки «Гора»

1

23 Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)

1 18.11

24 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1

25 Слушание детской песни. 1 25.11

26 Игра на инструментах детского шумового оркестра 1

27 Музыкально – ритмические движения

1 2.12

28 Формирование навыка движение под музы-ку

1

29 Игра под музыку. 1 9.12

30 Слушание колыбельной песни 1

31 Движение под колыбельную. Слушание. 1 16.12

32 Слушание песни из любимого мультфильма 1

33 Марш. Слушание произведения

1 23.12

34 Музыкальная разминка. Движения под марш. 1

35

Дыхательное упражнение

Пение гласных «А», «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ла-донь», «колечко», собранные пальчики, ку-лачок, неплотно сжатая ладонь 1 13.01

36 Логопедическая «голосилка»

1

37 Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева 1 20.01

38 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1

39 Игрушка «у нас в гостях»

1 27.01

40 Песенный репертуар по теме «Весна» 1

41 Слушание и повторение пени о весне 1 3.02

42 Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.

1

43 Разучивание песен про игрушки (о рыбках)

1 10.02

44 Восприятие музыки

(элементы музыкальной грамоты) 1

45 Инсценирование песен 1 24.02

46 Игра на инструментах детского шумового оркестра 1

47 Музыкально – ритмические движения

1 3.03

48 Закрепление навыка построения в кругу: ритмопластическое упражнение 1

49 Логоритмические песни- игры

1 10.03

50 Логоритмические песни 1

51 Ритуал «Музыкальное приветствие» 1 17.03

52 Ритуал «музыкальное прощание»

1

53 Музыкальная разминка

Дыхательное упражнение 1 31.03

54 Пение гласных «А», «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ла-донь» 1

55 Логопедическая «голосилка» 1 7.04

56 Разучивание распевки «Кузнечик» сл. и муз. М. Лазарева 1

57 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1 14.04

58 Игрушка «в гостях» у ребят 1

59 Песенный репертуар по теме «Весна» 1 21.04

60 Восприятие музыки

(элементы музыкальной грамоты) 1

61

62 Игра на инструментах детского шумового оркестра (капель)

Ознакомление с темпами в музыке : быстро, медленно. 1

1 28.04

63 Музыкально – ритмические движения под медленную мелодию 1 5.05

64 Музыкально – ритмические движения под медленную мелодию 1

65 Игра на инструментах детского шумового оркестра (шум дождя) 1 12.05

66 Музыкально – ритмические движения. Итог. 1 19.05

5. Материально-техническое обеспечение

учебного предмета «Музыка» включает:

книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведе-нию уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по искусству; справочные пособия, энциклопедии;

дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности;

информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике;

мультимедийный компьютер со звуковой картой.

экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке; Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов;

слайды (диапозитивы) : произведения пластических искусств различ-ных исторических стилей и направлений; эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) нотный и поэтический текст песен; изображе-ния музыкантов, играющих на различных инструментах;

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа 21 века» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 22:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД