Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида)

марина кирсанова
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида)

Адаптированная рабочая программа

логопедических занятий

9 в класса (VII вида)

Составитель:

учитель-логопед

Кирсанова Марина Алексеевна

Программа коррекционной работы с 9в классом разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Являясь средством познания действительности, русский язык становится основой формирования творческих и интеллектуальных способностей школьника. Нарушения речи затрудняют развитие у детей памяти и воображения, абстрактного мышления. Сформировавшаяся таким образом вторичная интеллектуальная недостаточность препятствует становлению навыков самостоятельной учебной деятельности, что ограничивает возможности самореализации личности в ходе овладения будущей профессией. Поэтому так важна роль коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих формирование речевой компетенции учащихся, навыков речевого общения с учетом механизмов нарушения речи и возможностью индивидуального подхода к каждому ученику. Как правило, в ходе исследования устной и письменной речи учащихся основной общеобразовательной школы (9 класс) для детей с задержкой психического развития выявляются: недостаточная сформированность фонематической стороны речи; аграмматизмы, недоразвитие связной речи, дизорфография. В 9 классе в соответствии с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития детей и появления речевых форм в онтогенезе предлагается большее внимание уделить развитию синтаксической стороны речи (формированию понятия о структуре простого и сложного предложений) учащихся. Поэтому мною была сформулирована следующая

ЦЕЛЬ: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, устранение недостаточности словарного запаса и грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений.

ЗАДАЧИ:

- коррекция нарушений лексико-грамматической стороны устной и письменной речи учащихся;

- активизация словарного запаса учащихся;

- совершенствование коммуникативных умений и навыков;

- развитие связной речи

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации учащихся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ (VII вид) показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием учащихся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в школе с классами для учащихся с ОВЗ позволяет добиться у старшеклассников, определенных положительных изменений в устной и письменной речи, в частности, у большинства учащихся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих учащихся (VII вида) старшего школьного возраста выявляются дефекты при употреблении сложных синтаксических конструкций, патологические особенности словесно-логического мышления, нарушения речевой памяти, воображения.

Для большинства таких детей характерны затруднения в общении с окружающими их людьми. В связи с этим особую значимость приобретает формирование основ коммуникативной культуры учащихся старших классов с ОВЗ с учетом особенностей их речевого и личностного развития.

Программа для детей с ОВЗ (VII вида) руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией в школе с классами для детей с ОВЗ тесно связана с общим развитием речи учащихся, должна опираться на ознакомление с окружающим миром, уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой введения в речь новых языковых структур такими школьниками.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, то есть на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся общеобразовательной школы с классами для детей с ОВЗ, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.

• формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

• уточнение и коррекция фонематического восприятия

• уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

• формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

• уточнение и коррекция грамматических категорий

• коррекция специфических ошибок письменной речи

• формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими нарушения речевого развития.

Программа для 9 класса включает 35 часа. Количество часов может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Предполагаются подгрупповая форма организации деятельности учащихся на логопедических занятиях.

Информация об используемых технологиях обучения:

Технологии, используемые в образовательном процессе:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на

различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия

К окончанию обучения по программе коррекции нарушений устной и письменной речи учащиеся 9В класса для детей с ОВЗ должны знать:

- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- структуру текста;

- стили речи

Обучающиеся должны уметь:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический);

- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико – артикуляционное

сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

- проводить анализ текста, составлять его план.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 9В классе для детей с ЗПР (VII вида)

п/п Тема Количество

часов

1. Диагностическое исследование 1

2. Повторение. Фонетика. Система звуков русского языка. 1

3. Сложные случаи фонетического разбора слов. 1

4. Словосочетания как составляющие предложений 1

5. Типы связи слов в словосочетании 1

6. Главные члены предложения 1

7. Второстепенные члены предложения 1

8. Простое предложение. Механизмы осложнения простого предложения. 1

9. Простое распространенное предложение.

Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие? 1

10. Согласование слов в предложении.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

1

11. Текст. Стили речи. Работа над выразительностью речи. 1

12. Тематическое занятие «Что такое дружба». Формирование коммуникативных качеств. 1

13. Тематическое занятие «Что такое Счастье». Работа над текстом. 1

14. Конструирование предложений.

Порядок слов в предложении.

1

15. Употребление существительных с абстрактным значением, образованных при

помощи суффиксов и приставок одновременно

1

16. Употребление синонимов в словосочетаниях, предложениях, тексте

1

17. Употребление фразеологизмов в речи

1

18. Употребление в речи эпитетов, сравнений, метафор

1

19. Лексическая сочетаемость. Использование многозначности слова

1

20. Односоставные предложения. Их употребление в связной речи

Структура предложений с вводными словами. Употребление в связной речи

1

21. Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.

1

22. Составление плана текста.

Закреплять умение составлять план текста.

1

1

23. Выборочный пересказ.

Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.

1

24. Краткий пересказ.

Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст.

1

25. Составление заключения к рассказу.

Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту 1

26. Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи 1

27. 1

28. Стили речи. Научный, публицистический, разговорный, художественный 1

29. Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение) 1

30. Развитие словесно-логического мышления 1

31. Проверочная работа 1

32. Диагностическое исследование 2

33. ИТОГО ЧАСОВ 35

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида)
Опубликовано: 10 января 2019 в 13:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...
Фотоотчет о первом занятии-экскурсии в бассейне ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...