Анна Солтан
Адаптивная физическая культура как средство полноценного развития особых детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная физическая культура как средство полноценного развития особых детей раннего возраста
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в 1996 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).
Публикация «Адаптивная физическая культура как средство полноценного развития особых детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Невозможно переоценить роль спорта в жизни человека, и в частности ребенка, а в жизни ребенка с ограниченными возможностями роль физической активности еще более велика.
Двигательная активность детей раннего возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Полноценное развитие особых детей раннего возраста (до 3 лет) невозможно без адаптивного физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития проблемного ребенка, но и способствующего коррекции различных отклонений.
В социально-реабилитационном отделении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга» физическому воспитанию детей в возрасте до 3-х лет уделяется особое внимание.
Еженедельно, согласно расписанию, проводятся индивидуальные и групповые занятия по адаптивной физической культуре продолжительность 15-30 минут. Независимо от вида нарушений работа специалиста АФК с семьей и ребенком состоит из трех основных этапов: знакомство с семьей и ребенком, выявление их потребностей, налаживание контактов и взаимодействие с родителями, непосредственно работа с ребенком.
На первичном приеме специалист АФК знакомится с семьей и ребенком, изучает медицинскую документацию, выявляет потребности семьи и ребенка. Проводится обсуждение с родителями результатов тестирования и составление индивидуального маршрута двигательного развития, который впоследствии дополняется или изменяется в зависимости от достигнутых результатов. Специалист АФК в своей работе руководствуется принципами индивидуального подхода к каждой семье и ребенку, старается наладить партнерские отношения с родителями, мотивировать их на активное участие в процессе реабилитации ребенка. Посредством консультирования повышает уровень родительской компетенции по следующим вопросам:
• особенности развития движений у ребенка;
• особенности организации физической среды для улучшения двигательного развития ребенка и его максимальной независимости;
• правильное перемещение ребенка,
• организация доступной среды в домашних условиях для мобильности ребенка;
• альтернативные методы физической реабилитации, например, иппотерапия, гидрореабилитация.
После проведенной диагностики, специалист составляет программу и обучает родителей профилактике развития вторичных осложнений у ребенка, использованию специальных приспособлений для его перемещения.
Выбор технологии работы с ребенком зависит от вида и степени выраженности нарушения и возраста ребенка. Например, технология с ребенком с синдромом Дауна будет отличаться от технологии работы с ребенком, страдающим детским церебральным параличом.
Совместно с задачами развития движений решаются и другие задачи: ориентирование в пространстве, расширение двигательного опыта, активизирование познавательной деятельности детей, приобщение к совместной деятельности, воспитание самостоятельности, способности преодолевать трудности, развитие творчества движения, развитие сенсорных способностей, обучение применять несложное спортивное оборудование.
В процессе физического воспитания помимо состояния здоровья и особенностей заболевания, учитывается повышенная возбудимость детей раннего возраста, их быстрая утомляемость и быстрое восстановление, а также физиологические особенности развития детей этого возраста.
Взаимосвязь физического и нервно-психического здоровья безусловна и бесспорна. Поэтому физическая культура начинается прежде всего с психологического комфорта.
В центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга реабилитация средствами физической культуры и спорта проводится совместно с психологической реабилитацией ребенка раннего возраста, благодаря этому, удается достичь достаточно высоких результатов по форсированию и восстановлению физических навыков у детей-инвалидов раннего возраста.