Папки-передвижки

Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ

Юлия Филатова
Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ»

Филатова Ю. В., инструктор ФК, МАДОУ «ДС №350 г. Челябинска»

Как показывает статистика, в России в дошкольных учреждениях только десять детей из ста абсолютно здоровы. К такому неутешительному результату привело то, что новорожденные дети рождаются с гораздо худшим здоровьем, а экологическая обстановка только ухудшается. Ко всему прочему, физическая нагрузка у детей сокращается, поскольку у родителей не хватает времени на занятия с ними, а потому дети страдают гиподинамией.

Публикация «Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ» размещена в разделах

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются, по большей части, сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Для оздоровления детей с частыми респираторными заболеваниями необходимо достижение дополнительной цели - коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В этой связи процесс положительной адаптационной перестройки организма может быть успешным в условиях преемственности систематического применения специальных, закаливающих и развивающих средств физической культуры на всех этапах физического воспитания и в непосредственной близости от ребенка.

Эфективный метод работы с часто болеющими детьми – это адаптивная физическая культура в детском саду.

Цель такого комплекса — это реабилитация и адаптация к социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи адаптивной физической культуры следующие:

•развитие детей посредством движения;

•формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

•формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

•управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;

•формирование и развитие компенсаторных навыков.

Адаптивная физическая культура предусматривает введение специальных средств и методов, способствующих общему укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению функциональных возможностей детского организма, укрепляющих опорно-двигательный аппарат.

Основные формы организации физического воспитания ослабленных детей в ДОУ проводятся в соответствии с ООП, которая включает три обязательные физкультурные занятия в неделю, утреннюю гимнастику, двигательно-оздоровительные физкультминутки, закаливающие процедуры, прогулки и экскурсии, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельную двигательную активность детей.

Их особенностью является общая профилактика распространенных вторичных нарушений: плоскостопия, нарушения осанки, избыточной массы тела, нарушения зрения, отклонений в нервно-психическом и физическом развитии.

Занятия обеспечивают оптимизацию работы основных систем организма, ослабленного частыми простудами ребенка, за счет следующих приемов:

– выполнение циклических упражнений невысокой мощности с регулируемой нагрузкой (дозированная ходьба);

– кратковременных динамических нагрузок с небольшими интервалами (в т. ч. дозируемая тренировка дыхательной мускулатуры и обще-развивающего характера для оптимизации сердечнососудистой и иммунной систем);

– заполнения интервалов упражнениями на релаксацию или дыхательными упражнениями;

– применения статических дыхательных упражнений умеренной интенсивности (дыхательные упражнения с форсированным выдохом, упражнения с модифицированным составом вдыхаемого воздуха);

– динамических дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика);

– выполнение скоростно-силовых упражнений с использованием функциональных средовых отягощений (сопротивление твердо-воздушной среды при выполнении упражнений в сухом бассейне);

- с использованием механического воздействия (упражнения с традиционными и нетрадиционными предметами и оборудованием);

В основной части адаптивной физической культуры применяются следующие содержательные формы:

1. Комплексы статических и динамических дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения уникальны тем, что с их помощью можно улучшать оксигенацию (насыщение тканей организма кислородом) тканей и тренировать все системы организма. Сознательное увеличение объема вдыхаемого воздуха за счет изменения частоты и глубины дыхания (гипервентиляция, соотношение вдоха-выдоха и дыхательной паузы, грудное и диафрагмальное дыхание, носовое дыхание – вот варианты дыхательных упражнений. Для укрепления иммунитета детей группы ЧБД полезны дыхательные упражнения с плавным вдохом-выдохом и задержкой дыхания. Это позволяет обеспечивать организм кислородом в необходимом количестве, выводит углекислый газ и дает дыхательным мышцам небольшой отдых во время дыхательной паузы.

2. Комплексы оздоровительной гимнастики.

3. Комплексы развивающих игр-упражнений средней интенсивности, предназначенные для целенаправленного развития двигательных навыков и умений, поэтому обновляются каждый месяц года.

4. Комплекс упражнений в сухом бассейне. С целью создания искусственной модифицирующей среды применим сухой бассейн, выполнение упражнений в которых происходит с преодолением некоторого сопротивления твердо-воздушной среды, в необычных позах и положениях, что стимулирует работу различных групп мышц и увеличивает объем тренирующего воздействия на различные системы организма. У детей восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и ее превышением. Поэтому, в результате выполнения движений с некоторым напряжением происходит не утрата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост и оптимизацию работы систем и органов.

5. Комплекс для ЧБД включает как активные движения, так и упражнения на релаксацию, восполняющие паузы для отдыха после нагрузки.

6. Оздоровительная (дозированная) ходьба. Это наиболее доступный вид циклических аэробных упражнений для ЧБД дошкольного возраста, не требующий специальной подготовки, является естественной потребностью растущего организма и сопровождается положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Дозированная ходьба по многофункциональной «Тропе здоровья» сообщает закаливающие и развивающие эффекты, формируя искусственные факторы тренирующего воздействия (ортопедические коврики, кольцевые лазы, «кочки», массажные дорожки). Они придают обычному циклическому упражнению, с одной стороны, соревновательный смысл (преодоление «полосы препятствий», ближний туризм, элементы ориентирования, а с другой стороны, создают атмосферу игры-путешествия или приключения.

7. Также для детей с ослабленным здоровьем применяются циклические упражнения в ходьбе и беге. Циклические упражнения, являясь наиболее важным компонентом двигательного режима растущего организма, способствуют нормализации работы кардиореспираторной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности.

8. Положительное влияние на ЧБД оказывают упражнения фитболах, с включением подвижных игр. Данное сочетание средств физической культуры заметно влияет на морфофункциональные возможности, на развитие двигательных способностей и речевое развитие детей.

9. Общеразвивающие упражнения разнообразны, выполняются по всем осям плечевого сустава с укороченным и полным рычагом, в сочетании с движениями туловища и без них.

10. В комплексном оздоровлении детей применяются подвижные игры, такие как «Кто летает?», «Запрещенное движение», «Съедобное – несъедобное», «Мяч по кругу», «Паровозик», «Совушка» и т. д.

Создание вышеописанных условий в процессе адаптивной физической культуры детей предусматривает соблюдение некоторых требований. К первостепенным можно отнести гигиенические, педагогические и психологические требования.

Гигиенические требования — это соблюдение режима дня и оптимальной двигательной нагрузки.

Педагогические требования — это постоянный педагогический контроль над самочувствием детей, индивидуальный и дифференцированный подход при регулировании физической нагрузки с учетом возраста, степени и характера нарушений. Использование традиционных и нетрадиционных средств физической культуры обеспечивает развитие, коррекцию и профилактику возникновения новых отклонений в состоянии здоровья детей, а также предупреждает переутомление и травматизм в процессе занятий физическими упражнениями. Для этих целей активно используется потенциал адаптивной физической.

Публикации по теме:

Физкультура в детском садуФизкультура в детском саду Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых,.

Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Часть 1. Как часто мы бываем беспомощны!Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Часть 1. Как часто мы бываем беспомощны! На скошенном поле, среди уже убранного в копна сена, в небольшом углублении – гнездышке, лежат 9перепелиных яиц. В крапинку, размером, чуть.

Фотоотчёт «Физкультура в младшей группе»Фотоотчёт «Физкультура в младшей группе» Фотоотчёт " Физкульт - ура!" в младшей группе. Физическое воспитание в детском образовательном учреждении является важным звеном в образовании.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Если ребенок часто обманывает»Консультация для родителей «Если ребенок часто обманывает» Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают это потому, что не считают чем-то недопустимым или безнравственным.

Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет»Консультация для родителей «Почему ребенок часто плачет» Вы стали замечать,что ваш малыш чуть что-сразу в слезы,что могло стать причиной такого поведения и как вести себя родителям в такой ситуации?.

Памятка для родителей «Всегда или хотя бы часто» Это было давно. Как то ехала в поезде из отпуска домой. В купе на глаза попалась газета. Мне очень понравилась небольшая статья. Я её переписала.

Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..

Создание стенгазеты «Физкультура — это класс! Все здоровые у нас» с детьми средней группыСоздание стенгазеты «Физкультура — это класс! Все здоровые у нас» с детьми средней группы В мае в нашем детском саду проходил день здоровья. К этому дню мы предложили ребятам выпустить стенгазету о здоровье и физкультуре. Эта.

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детейЗдоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детей Утренний прием Приём детей начинаю с использованием музыки успокаивающей и ласковой, элементов сказкотерапии. Использую потешки, стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 11:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптивная физкультура с часто болеющими детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Филатова (УИ 332828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД