Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте»

Елена Руслановна Хатагова
Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте»

Актуальность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Цель нашего исследования: определить уровень агрессии учащихся 3-х классов.

Задачи исследования:

• изучить литературу по агрессивности;

• продолжить исследование: определить контрольную и экспериментальную группу;

• провести занятия по снижению уровня агрессии в экспериментальной группе;

• провести анализ полученных данных.

Объект нашего исследования: обучающиеся 3-х классов.

Предмет: уровень агрессии в 3-х классах.

Гипотеза: мы предполагаем, что уровень агрессии в экспериментальной группе снизится благодаря занятиям, направленным на снижение агрессивности (Г. Б. Монина)

Методы исследования:

тест агрессивности – опросник Л. Г. Почебут

База исследования: прогимназия «Эрудит»

Существуют следующие виды агрессии:

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Подозрительность

Обида

Негативизм

Причинами агрессии становятся:

низкий уровень общения;

ограничение свободы, активности; самовыражения;

отклонение в поведении;

проблемы воспитания;

неумение отвечать за свои поступки;

комплекс неполноценности;

защитная реакция на страх.

Проявляется агрессия следующим образом: драки, грубость, оскорбления, вспыльчивость, крики, обида, злость.

Последствия агрессии: унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, безысходность, тревога, беспомощность, ненужность, ответная агрессия.

В 2014 году в нашем исследовании приняли участие 28 обучающихся, из них 12 мальчиков и 16 девочек. С помощью опросника Л. Г. Почебут, мы обследовали респондентов по пяти шкалам.

Тип агрессии ДА НЕТ

Вербальная А 1,2,9,10,25,26,33 17

Физическая А 3,4,11,18,19,28,34 27

Предметная А 5,12,13,21,29,35,36 20

Эмоциональная А 6,14,15,22,30,37,38 23

Самоагрессия 7,8,16,24,32,39,40 31

Вербальная агрессия- человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия- человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия- человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия- у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия- человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствует или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Это исследование было проведено в 2014 году в моем классе 2 «Б».

Из 28 детей:

у 5 детей выражена вербальная агрессия;

у 7-физическая;

у 6-предметная;

у 7-эмоциональная;

у 11-самоагрессия.

Мой класс 2 «Б»- 3 «Б» (2014-2015гг.) стал экспериментальной группой. А контрольной группой стал 2 «А» - 3 «А» класс, в котором обучается 30 детей.

Из 30 детей в 3 «А» (контрольная группа):

у 6 детей выражена вербальная агрессия;

у 11-физическая;

у 6-предметная;

у 7-эмоциональная;

у 6-самоагрессия.

Сравнение уровня разных видов агрессий у обучающихся 3 «А» и 3 «Б»:

в вербальной агрессии разница между 3 «А» и 3 «Б» незначительная, лишь на 1 балл (выше 3 «А»);

в физической агрессии – на 4 балла (выше 3 «А»);

в предметной агрессии – одинаковое количество;

в эмоциональной агрессии – одинаковое количество;

но в самоагрессии 3 «Б» опередил 3 «А» на 5 баллов.

Разница в цифрах незначительная. Следовательно, степень агрессии в двух классах практически находится на одном уровне.

Пути преодоления:

Я посетила тренинг Галины Борисовны Мониной «Лекарство от злости, или как понять и помочь агрессивному ребенку». Изучила игры, которые помогают преодолевать агрессивность, и мы в экспериментальной группе (3 «Б») стали проводить упражнения, которые направлены на снижение уровня агрессии с марта 2014 года по февраль 2015 года. С 3 «А» такие упражнения не проводились.

Игры и упражнения, которые проводились в моем классе:

• Игра «Волшебные шарики»

• Игра «Добрые привидения»

• Рисуем настроение

• Игра «Дракон кусает свой хвост»

• Игра «Мой хороший попугай»

• Игра «Сороконожка» и др.

После проведения занятий в 3 «Б», мы провели тест агрессивности – опросник Л. Г. Почебут в контрольной (3 «А») и экспериментальной (3 «Б») группах. И вот какие результаты мы получили. Все виды агрессии в экспериментальной группе значительно снизились.

Из 28 детей экспериментальной группы:

у 2 детей выражена вербальная агрессия;

у 3- физическая;

у 2- предметная;

у 3- эмоциональная;

у 3- самоагрессия.

Сравнение уровня разных видов агрессий у обучающихся 3 «А» и 3 «Б» после занятий: испытуемые из экспериментальной группы стали гораздо меньше кричать, ругаться, драться, ломать предметы, злиться на самих себя и эмоционально реагировать на различные ситуации. Тренинг помог моему классу снизить уровень агрессии.

Список литературы.

1. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М.: Генезис, 2011.- 216с.

2. Колосова С. Л. Детская агрессия. - Спб.: Питер (издание 1-е, 2004.- 224с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. - М.: Генезис, 2010.-150с.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте .

Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Конспект педсовета для педагогических работников образовательной организации «Агрессивное поведение дошкольников» Цель: познакомить педагогов со способами работы с детьми, проявляющих агрессивное поведение Задачи: 1. Познакомить педагогов с видами агрессивного.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для родителей «Влияние домашних животных на духовно-нравственное развитие детей в младшем возрасте» МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПЕРИОД В СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте в ДОУ Актуальность темы Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 3-4 года у детей начинают.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте»
Опубликовано: 8 июня 2019 в 16:22
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Удивительно, но Всемирный день футбола отмечается зимой – 10 декабря. Впрочем, с тех пор как повсеместно распространёнными стали вечнозелёные футбольные поля с электроподогревом (в профессиональном...

10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

Конспект НОД по аппликации «Царевна-лягушка» в подготовительной группе
Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Задачи: Обучающие: совершенствовать знания понятий форм круглой, прямоугольной;...
Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы»
Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой. Благодаря...
Календарь ожидания Нового года
Календарь ожидания Нового года. До прихода Нового года осталось совсем немного времени, самое время начать мастерить адвент-календарь своими руками....