Кристина Черныx
Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.
Публикация «Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно.
Каждый структурный момент НОД может способствовать развитию речи. Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция. Слушание музыки Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции. Музыкально-ритмические движения Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения. Музицирование Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии. Игра, танец Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания. Разберем на конкретном примере, как именно в процессе музыкального занятия можно развивать речь ребенка.
Каждое занятие начинается с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими. Далее следует разминка и структурный момент «Музыкально-ритмические движения». Данный момент помогает детям активизироваться, улучшить свои двигательные навыки, а также закрепить навыки выполнять движения в соответствии с указаниями музыкального руководителя. Возможно проведение небольшого игрового момента. Далее следует структурный момент «Музицирование» — ребята на детских музыкальных инструментах подражают звукам природных явлений. После снова следует игровой момент «Музыкальная лесенка», где ребята определяют высоту звуков и как она меняется и высказывают свои мнения по этому поводу, что способствует развитию мышления и способности выражать свои суждения по поводу услышанного. Следующий структурный момент «Слушание», где ребята по звучанию узнают и называют знакомое произведение, данный момент направлен на тренировку слуховой памяти и способности запоминать названия услышанных ранее произведений. Далее производится подготовка речевого аппарата воспитанников к пению посредством распевания, после исполняется уже выученная ранее песня «Весенний хоровод" (структурный момент «Пение», посредством которого дети тренировали способность запоминать и воспроизводить тексты песни). Завершается занятие двумя структурными моментами «Игра, танец» и «Музыкально-ритмические движения» : сначала проводится словесно-ритмическая игра,после игра на мышление. Занятие включает в себя импровизационный момент с использованием детских музыкальных инструментов — импровизация очень важный аспект в музыкальном воспитании, так как она способствует развитию детского самостоятельного творчества, позволяет ребенку играть не так, как надо, а так, как хочет именно он, проявить свое «Я» в музыке, также позволяет обнаружить задатки музыкального таланта. Завершаем занятие пляской «Приглашение», которая также способствует развитию коммуникативных навыков детей, так как для приглашения на танец нужно умение налаживать контакт и договариваться. Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится. Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи. Определим отдельно каждое из понятий. Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Таким образом, в направлении «Музыка» есть множество средств и методов для развития речи воспитанников.