Наталья Корносенко
Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Корносенко Наталья Александровна,МАДОУ №26 д. с Улыбка г Железнодорожный Московская область
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляться в игре.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлеатальяний детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определё нную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения.
Публикация «Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных для дошкольников слов : обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжёлый, длинный, внизу, внутри, сзади и т. д., терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.). Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.). В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (типа «Чёрное и белое», «Наоборот» и др., они со временем начинают играть самостоятельно.
Более сложные дидактические игры, требующие чёткой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает-плавает», «Угадай, кто это?», воспитатель организует сам.
Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка», тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действие с игрушками и предметами заместителями. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами.
Основными целями и задачами в развитии театрализованной деятельности в младшей группе являются:
— продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложныхигровых умений и навыков (способность воспринимать художественныйобраз, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
— проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления, исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) иощущений (мышечных, чувственных, используя музыкальные, словесные,зрительные образы.
— учить детей разыгрывать несложные представления по знакомымлитературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности ввыборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
— учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
— способствовать разностороннему развитию детей в театрализованнойдеятельности путем прослеживания количества и характера исполняемыхкаждым ребенком ролей.
— содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения несколькихдетей в длительной игре.
— приучать использовать в театрализованных играх образные игрушкии бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы,пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
— продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьмикомплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей :
— словаря;
— грамматического строя;
— диалогической и монологической речи;
— совершенствованию звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность :
— выбор темы;
— передача знакомого содержания;
— сочинение;
— исполнение от лица персонажей.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Содержание театрализованных занятий включает в себя;
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:драматизации и режиссёрские.
Видами драматизации являются:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей,
– ролевые диалоги на основе текста,
– инсценировки произведений,
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные вербальные выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток, театр «живой» куклы и т. д.
Постановка спектакля - всегда незабываемое событие и для актёров, и для зрителей. А для малышей, к тому же - важный шаг на пути к творческому самовыражению.
В отличие от театра с живыми актёрами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и даёт неограниченные возможности в выборе ролей.
Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искромётным юмором и безграничной верой в добро и справедливость.
Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, дети могут взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно откроют для себя что - то новое, на что раньше не обращали внимания.
В процессе подготовки все участники имеют возможность проявить свои творческие способности. Для кукольного театра не столь важно, как выглядит актёр, управляющий куклой - перчаткой. Гораздо более важен его голос и способность его изменять. Для лучшего вхождения в роль необходимо обсудить с каждым ребёнком главные черты его героя. Например, что Мышка хозяйственная, Лягушка настойчивая, Зайчик трусливый и так далее. Создают атмосферу сказки и передают настроение героев красочные декорации. Через окошко сцены зрители могут заглянуть в маленький сказочный мир.
Предположительные результаты детей:
Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Н. В. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ,Москва, 2014
2. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи., 2-е изд., дополн., Методическое пособие, - М. :ТЦ Сфера, 2015.
3. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /
Алексеева М. М., Яшина Б. И. – Москва: Издательский центр «Академия»,2000