Лучший педагог года

Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии

Ларина Татьяна
Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии

Детский сад № 100 ОАО «РЖД» Воронеж

Семинар-практикум «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии»

Теоретическая часть «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ»

Уважаемые коллеги!

Через несколько дней, в новогоднюю ночь, мы будем желать себе, своим близким, друзьям самого главного – здоровья. Вот поэтому у нас с вами сегодня есть повод поговорить о нем подробнее.

Публикация «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии» размещена в разделах

Начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось с небольшой притчи: Давным-давно на горе Олимп жили боги. Решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они думать, каким должен быть человек. Один бог сказал: «Человек должен быть сильным!», другой добавил: «Человек должен быть здоровым!». Третий произнес: «Человек должен быть умным!". Но один из богов молвил так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили боги спрятать главное, что есть у человека, - его здоровье. Стали думать, решать, где скрыть здоровье? Кто-то предлагал спрятать его в синее море, кто-то за высокие горы.

Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних пор человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый, к сожалению, помнит народную мудрость: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». И нам с вами необходимо помочь нашим воспитанникам не только найти этот бесценный дар и сохранить его, а с возрастом еще и преумножить. Об этом мы сегодня и поговорим.

Тема нашего семинара-практикума – «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии».

Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников, способствовать повышению интереса к рассматриваемой проблеме.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации дошкольного образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников. Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача педагога.

В подтверждении этих слов приведу высказывание В. А. Сухомлинского

«Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРИТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ (Слайд 2)

Что же такое валеология?

Валеология – одно из важнейших направлений в работе ДОУ (в переводе Valeo – здравствовать, Logos - наука)

Валеология – наука о здоровье (Слайд3)

Предметом изучения валеологии является ЗДОРОВЫЙ человек, поэтому часто термин валеология объясняют, как наука о здоровье здоровых.

(Слайд 4)

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитию навыков ЗОЖ: (Слайд5)

Активный труд,

• Рациональный отдых,

• Закаливание,

• Занятия физкультурой,

• Рациональное и полноценное питание,

• Личная гигиена,

• Своевременное обращение к врачу и др.

Существует много мнений «Что же такое здоровье?» Приведу некоторые примеры.

По мнению родителей здоровье это: (Слайд6)

Отсутствие болезней.

Способность к полноценной жизни.

Когда ты свеж и бодр.

Сила, красота, хорошее настроение.

Равновесие между внутренним и внешним миром

Здоровое питание, физические нагрузки.

По мнению детей здоровье это: (Слайд 7)

Когда болеешь, потом выздоравливаешь.

Когда организм кушает все здоровое.

Это когда я здороваюсь.

Это полезная еда.

Это ходить в детский сад, не болеть.

Когда не болеешь никогда.

Вывод: Детям, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого нужно делать. Задача взрослых - помочь детям.

Валеология делится на два вида : (медицинская и педагогическая).

(Слайд 8)

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.

Педагогическая – изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит с азами анатомии и строения тела человека.

Так что же такое здоровье? (Слайд 9)

Здоровье это:

отсутствие болезней;

физическое благополучие;

психическое благополучие;

социальное благополучие.

Как же достичь того, чтобы быть здоровым?

Я предлагаю вам продолжить фразу: «Путь к здоровью – это.» (Слайд 10)

Путь к здоровью – это

правильное питание

двигательная активность

отсутствие стрессовых ситуаций (Слайд 11-12)

Задачи валеологического образования в ДОУ (Слайд 13)

1) Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.

2) Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей как высочайшей ценности;

3) Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.

4) Воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.

5) Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек.

Методы обучения : (Слайд 14)

Словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни,

Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, наблюдение,

Практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др., элементарные опыты (физиологические, экологические).

Невозможно развивать ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ валеологической культуры у детей является создание предметно-развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме представлены дидактические игры и пособия по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Формирование валеологических знаний проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ как во время режимных моментов, так и специально организованной образовательной деятельности. Начиная со второй младшей группы, детям даются представления об индивидуальности человеческого организма; их знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств, условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Для лучшего закрепления знаний по изучению органов чувств детям старшего возраста можно предложить мнемотаблицы.

По этим таблицам дети легко могут рассказать о строении каждого органа

чувств, его назначении, о правилах безопасности и гигиенического ухода.

(Слайд 15,16,17)

Валеологическое лото сформирует умения квалификацировать предметные картинки по темам «Вредные и полезные продукты», «Предметы гигиены» «Строение человека» «Правила гигиены и здоровья» (Слайд 18)

А так же информационные досочки эмоциий, которые называются «Что здоровью хорошо, а что здоровью плохо»,где ребёнок так же изучает и закрепляет правила ЗОЖ. (Слайд 19)

Су-джок используется как практический метод, но влияет на всестороннее развитие. СУ-ДЖОК (в переводе SU-кисть, JOK-нога)-способ лечения, основанный на проекции всех частей тела на кисть и стопу.

Цель использования СУ-ДЖОК стимуляция высокоактивных точек всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах с помощью специального массажора. (Слайд 20, а так же природного материала: шишек, камушков.

В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребенок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, такие как: информационные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

От чего же зависит наше здоровье? (Слайд21)

По последним социологическим данным наше здоровье зависит от:

-Здорового образа жизни (60%);

-Экологии (20%);

-Наследственности(10%);

-Медицины(10%)

В заключении хочу прочитать вам изречения «народной мудрости» (Слайд22)

Твоё здоровье - чистый воздух, вода и еда!

Вставай утром с радостью,

Ложись спать с миротворением и улыбкой.

Ты улыбаешься, радуешься- значит ты здоров.

Не лечи болезнь, лечи свою жизнь,

Живи по законам природы и разума.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

Не может расцвести искусство, не играют силы,

Бесполезно богатство и бесполезен разум.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 19:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД