Актуальность инклюзивного образования

Олеся Чистякова
Актуальность инклюзивного образования

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т. ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. ^

Цели и основные составляющие инклюзивного образования:

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:

Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.

Повышение нравственного эффекта образования.

Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

• проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

• проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

• трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;

• нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

• неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

• трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы:

каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми;

детям с ОВЗ необходимо создать условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения особых потребностей, что повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Преимущества инклюзивного образования

1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.

2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.

3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.

4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

В нашем МАДОУ общеразвивающего вида «Василёк» уже давно активно используется инклюзивное образование. В результате такой целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения со всеми детьми, потому что наши педагоги понимают, что они нужны детям. Именно при общении с такими детьми стало понятно о возрастающей необходимости совместной работы и педагога, и психолога, и медика, которую мы плодотворно используем в нашей деятельности. Ведь только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.

Литература

1. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО – 2007. – №11. – URL: http://www.ikprao.ru/almanah/11/st01.htm

2. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Поделись добротой»Фотоотчет «Поделись добротой» Не так давно появился праздник Международный день инвалидов, который ежегодно празднуется во всем мире 3 декабря. В этот день проводятся.

Социально-педагогический проект «Детство без границ» «Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Автор публикации:
Актуальность инклюзивного образования
Опубликовано: 15 марта 2015 в 15:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
13 ноября. День рождения «Азбуки для детей» Льва Толстого

Многие поколения русской интеллигенции рассуждали на тему невежественности и неграмотности народа, сокрушались по этому поводу. Одним из немногих, кто вместо рассуждений попытался изменить ситуацию...

13 ноября. Всемирный день доброты

Доброта объединяет народы и спасает мир, ведь это качество по умолчанию заложено в нашей природе и доступно каждому человеку. С целью распространения доброты по планете был учрежден ее официальный...

Фотоотчёт наблюдения с детьми средней группы «Дары с моря»
ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природных объектов. Задачи: формировать представление о морских обитателях и их видах. Развивать речь,...
Фотоотчет осеннего утренника в старшей группе «Золотая осень»
Вход - музыкальная композиция "Разноцветная осень" ( с листьями) Дети выстраиваются полукругом. Ведущая: Заглянул сегодня праздник в каждый дом, Потому...
Книжный уголок в первой младшей группе
Книжный уголок в детском саду. Формирование интереса к чтению и читательский вкус закладывается в ребёнке с ранних лет. Важную роль в...