Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе.

Валентина Захарова
Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе.

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас - одна из главных потребностей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют распространенные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Стало очевидно, что педагоги должны внедрять в свою деятельность инновационные технологии. Сегодня я расскажу о следующих технологиях:

1. Моделирование – при рассказывании.

2. Синквейн.

3. ТРИЗ

4. Сказкотерапия

5. Пальчиковые игры в воде, пескотерапия, логоритмика.

1. Моделирование

Моделирование (Л. А. Венгера)- исследование каких-либо явлений путём построения и изучения моделей. Модель - это любой образ (изображения, описания, схема, чертёж, график) используемый в качестве заместителя.

• опорных схем,

• мнемотаблиц,

• пиктограмм,

• предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи. Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой серый кружок, заяц — маленький белый кружок). Постепенно можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке «Колобок» колобок — жёлтый кружок, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый.

2. Синквейн— слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое применяется для активизации познавательной деятельности, а недавно стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте главные элементы, делать выводы, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1. Семья

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте, или я люблю свою семью.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

3. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллером). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий. Используются следующие методы и приёмы:

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Метод Мозгового Штурма используется на занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Синектика. Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия. Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: -изобрази будильник, который забыли выключить; -покажи походку человека, которому жмут ботинки. б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.). Дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д. Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырёх направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально – волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать.

4. Сказкотерапия. Сказкотерапия представляет собой синтез методов развития речи и личности дошкольника. Методы:

- Словесно режиссерская игра. Где дети догадываются по настроению музыки о действиях состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы как: «Какое настроение передает музыка: «Грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под эту музыку танцевать или плакать?» дети быстро могут определить.

Дети посредством данной методики учатся выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы помогают ребенку представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуацию, силу голоса.

- Психогимнастика. Психогимнастика побуждает к передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжений. Дети учатся показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления. Например деревья, ветер и др.

- Словесное комментирование. Когда рассказывается замысел сказки, и вызывается соответствующий эмоциональный отклик, побуждающий к высказыванию по поводу знакомого содержания. Например: по сказке «Малыш -трусиш», смелый не тот, кто боится, а тот, кому страшно, но он все равно приходит на помощь.

- Совместная словесная импровизация. Сначала предлагаю рассказать отдельные

эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Например сказка

«Малыш-трусиш», детям предлагаем попробовать показать как зайка жалобно просил о помощи «Холодно, мне страшно, очень здесь опасно!». Дети эмоционально с интонацией в голосе и движениями обыгрывают эпизод из сказки.

- Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Ребята с удовольствием

придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку,

высказываться о возникших под её впечатление ассоциативных представлениях. Поэтому, особое внимание в скозкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжение сказки.

- Словесное рисование. Вместе с детьми обсуждаем, как можно воссоздать образ героя с помощью красок. Например, Бабу-Ягу, дети представляют в темных красках, а Красну - девицу в ярких.

5. Пальчиковые игры в воде. Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук, у малыша развивается воображение и фантазия. Пример: Игра «Морская звезда» -кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны. Игра «Акула»– пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами. Речевка: вот зубастая акула, мне хвостом своим махнула. Пескотерапия — игра с песком как способ развития. Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Особенность пескотерапии заключается в психотерапевтическом свойстве песка. Эффект песочной терапии -

положительная динамика в развитии: образного мышления; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве.

Логоритмика. Это комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движение. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

Публикации по теме:

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Стерлитамак РБ Презентация на.

Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста. Ж. Ж. Руссо дал теоретическое обоснование.

Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Говоря об.

Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Информационная часть Автор.

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий. В наше время перед нами стоит одна из острых проблем – дети не.

Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования РОЛЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ The role of the teacher in collaboration with the family.

Эссе «Роль профессии воспитателя на современном этапе развития общества» .

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе.
Опубликовано: 5 мая 2017 в 21:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июля. День декорирования бутылок на МААМ

Превратить обычную вещь в произведение искусства для творческого человека пара пустяков. Даже такой обыденный предмет как стеклянная бутылка в умелых руках становится вазой. Декупаж, лепка, точечная...

24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...