МААМ-картинки

Проблема развития способности к саморегуляции учебной деятельности в период от младшего школьного к подростковому возрасту

Елена Литошенко
Проблема развития способности к саморегуляции учебной деятельности в период от младшего школьного к подростковому возрасту

Любые изменения в политической и экономической жизни влекут за собой перемены в социальной жизни людей. Это естественным образом отражается на системе образования. Эту реальность невозможно проигнорировать, нельзя оставить без изменения те подходы к обучению и воспитанию, которые существовали 20-30 лет назад. Пришло время обозначить новые цели и приоритеты в образовании.

Были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, в которых «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности».

Публикация «Проблема развития способности к саморегуляции учебной деятельности в период от младшего школьного к подростковому возрасту» размещена в разделах

В наше время, когда общество достигло невообразимых высот в сфере массовой информации, сознание взрослых людей обзавелось специальным "информационным фильтром", то есть способностью критически оценивать ее. Такой фильтр отсеивает информационный мусор, мешающий нормальной деятельности человека в рамках выполнения как повседневных норм, так и в выполнении каких-либо экстраординарных задач. В отличие от взрослых, сформировавшихся личностей, дети младшего школьного и младшего подросткового возрастов ещё не обладают такой критичностью или она в недостаточной степени развита. Яркие, красочные изображения, спецэффекты, CGI-анимации, маркетинговые ходы и необычная современная музыка (дабстеп, электро, психоделика) оказывают крайне негативное влияние на тонус мышления ребенка. Со временем, безусловно, у каждой подрастающей личности образуется свой информационный фильтр, который отсеивает ненужную, вредоносную информацию. Однако, в ходе сравнительного анализа через социальную призму 2019 года было замечено, что у детей, родившихся после 2005 года данный фильтр работает иначе, нежели у детей, которые родились с 1995 года по 2005 год.

Люди более ранних поколений неоднозначно относятся к поступающей информации через СМИ либо слишком несерьезно, либо же считают ее чрезвычайно важной, истиной в последней инстанции, а зачастую проявляют чрезмерную осторожность.

Разговор пойдет о детях, которые родились даже несколько позже обозначенного 2005 года и сейчас они начинают сталкиваться не только с явными, но и со скрытыми проблемами физиологического и личностного формирования человека, эти дети - 2007-2009 г. р. - сейчас переходят из младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Об этих проблемах я и хочу рассказать.

Переходный период от младшего школьного возраста к младшему подростковому называют подростковым кризисом.

Переходя от младшего школьного к младшему подростковому возрасту, дети сами для себя, как правило, не замечают этот процесс. Личностный рост в этот период набирает необычайные обороты, однако линия устойчивости психики, в данное время, у детей имеет, в целом, синусоидный характер (подобно кардиограмме пациента страдающего тахикардией). Развивающиеся дети начинают интересоваться большим, чем ранее, но в тоже время, круг их интересов сужается. Так, можно сказать, что через познание общего они приходят к частному. Подобно воронке с фильтром, в которую вливают болотную воду и получая на выходе то, что требуется пользователю, дети устанавливают для себя фильтры своих интересов. Именно поэтому так важно участие педагога-психолога и родителей в жизни детей, особенно в переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Как раз в это время есть возможность подстройки фильтров детей для "отсеивания" ненужного информационного мусора, привития детям если не любви, то хотя бы осознания важности образовательного процесса, стимулирования правильной саморегуляции детьми их учебной деятельности (к слову, досуг тоже является далеко не таким простым явлением, как кажется. Для дальнейшего формирования у детей и младших подростков любви к труду, активности, необходимо правильно формировать их досуг - не просто лежать дома на кровати или играть в компьютер в свободное время, а заниматься активной деятельностью - читать, заниматься спортом, играть со сверстниками). Особенность проблемы "фильтров" особенно остра в наше время, потому что, как говорилось уже выше, количество информационного мусора выросла, и не имея способности отсеивать его, ребенок попросту "тонет" в этом водовороте ненужной информации, бардаке ярких цветов и необычных угнетающих сознания звуков, в результате чего ребенок перевозбуждается или слишком устает, утрачивая способность к обучению и продуктивной учебной деятельности, не говоря уже о ее саморегуляции. У детей, которые остаются одни с информационным мусором, бесконечными потоками всевозможных данных, "кружащих" вокруг ребенка, зачастую наблюдаются нарушения эмоционально-волевой составляющей личности, характеризирующиеся невозможностью "взять в себя в руки" для выполнения задач, поставленных перед ними. Решение проблемы довольно очевидно - комплексное участие педагога-психолога, учителей и родителей в переходном периоде школьников, разъяснении принципов саморегуляции учебной деятельности основ ее построения. На первый план выступает педагогический треугольгик.

Из последнего тезиса вытекает следующая проблема, выражающаяся в непонимании самими родителями основ саморегуляции, принципов расставления приоритетов и непонимании концепции "базисно-надстроечной" модели самообучения. Проще говоря, не будет саморегуляция у ребенка там, где у родителей хаос в делах, а педагоги перескакивают с мысли на мысль. Ребенок должен понимать необходимость приоритетов и правильно их расставлять. Понимание того, что надстройка всегда идет за базисом, должно вести к тому, что в первую очередь должно быть разобрана основная информация и по ней должны быть сделаны упражнения, а уже потом прочитана факультативная информация. Невозможно решить биквадратное уравнение, не понимания, как решить квадратное. (Квадратное уравнение выступает базисом, а биквадратное уравнение - надстройкой). Невозможно сесть и плодотворно сделать уроки, подготовиться к занятию, не осознав необходимость выполнения этого действия. Мы не говорим про мотивацию, мотивация - вещь крайне относительная и у каждого она различается, кто-то хочет получать больше знаний, потому что смог заинтересоваться этой темой, а кто-то просто не хочет, чтобы в результате неудовлетворительной оценки к нему были применены санкции (причем под санкциями можно понимать что угодно - от лишения карманных, до снятия ремня с крючка в прихожей).

Помимо проблем "фильтров" и проблемы "базисно-надстроечной" концепции, есть еще одна, не менее важная проблема. Она заключается в эмоционально-волевом проявлении саморегуляции учебной деятельности детей младшего школьного возраста и младших подростков. Следует заметить, что данная проблема имеет некоторую связь с проблемами "информационных фильтров", ведь зачастую, как говорилось выше, отсутствие или неправильная работа этих психологических "фильтров" приводит к сбою эмоционально-волевой составляющей личности. Однако не только проблемы функционирования фильтров являются причиной неправильной работы эмоционально-волевых процессов личности ребенка. Нужно так же учитывать еще несколько факторов: интеллектуальный, социальный и генетический. Прежде чем остановиться на каждом из них, нужно заметить то, что далеко не всегда имеют место быть сразу все эти факторы. Порой бывает так, что лишь один или два из них (наличие или отсутствие таковых) оказывают деструктивное влияние на волю к учебе.

Во-первых, интеллектуальный фактор выражается в прямой зависимости от готовности ребёнка к организации самообразования, чем выше интеллект ребенка, тем больше он имеет склонность к систематизации, планированию, осознанию важности и приоритетности поставляемых перед ним задач, а так же такие дети имеют способность к решению задач не только с точки зрения теории, но и с точки зрения применения практики, зачастую неосознанно смешивая данные аспекты.

Во-вторых, говоря о социальном факторе, то здесь следует понимать, что ребенок в возрасте 10-12 лет находится в состоянии формирования мировоззрения и зачастую оно формируется исходя из той социальной среды, в которой он находится, то есть нужно считать вероятность того, что ребенок полюбит классическую музыку находясь в окружении родителей-рокеров и друзей, которые любят слушать реп и хип-хоп исполнителей, крайне мала, буквально ничтожна.

Тот же принцип действует и в отношении саморегуляции образовательной деятельности, ребенок вряд ли сможет пойти заниматься уроками, если вокруг него находятся друзья, которые не любят образовательный процесс.

С возрастом социальный фактор может быть перекрыт интеллектуальным, когда осознание необходимости получения знаний дойдет до личности, но это, как правило, бывает уже в конце переходного периода, в моменты окончания становления личности. А до тех пор желание быть в обществе, соответствовать ему, чтобы не быть "белой вороной", порой толкает ребенка на действия крайне негативного характера, которые приводят к угнетению эмоционально-волевого компонента саморегуляции образовательной деятельности.

В-третьих, генетический фактор является наиболее популярным предметом споров среди психологов всех поколений, когда речь заходит о влиянии генетики на психологическое развитие личности, в том числе среди детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста. Согласно данной концепции, в генах ребенка присутствует информация, которая и приводит его к проявлению какого-либо склада ума, виду деятельности и иным особенностям. В списке этих особенностей так же присутствует и способность к саморегуляции учебной деятельности, проще говоря эмоционально-волевое проявление самоорганизации заключается в генетическом коде индивидуума.

В завершение своего доклада было бы правильным сказать, что тема саморегуляции учебной деятельности у детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов будет оставаться актуальной всегда, однако вместе с изменением технологий, обычаев, тенденций в религии, меняется и общество в котором растут дети, а следовательно в каждом поколении проявляются свои проблемы саморегуляции учебной деятельности. В средневековой Европе подросток-подмастерье, который был не в состоянии овладеть мастерством своего наставника, мог быть выкинут на улицу без дальнейшей возможности получить профессию, в СССР такие дети получали осуждения со стороны пионерской и комсомольской организаций, в современной России подростки, которые так и не смогли выработать в себе способность к саморегуляции учебной деятельности (или же им не помогли сформировать эту способность родители и педагоги) лишают себя возможности овладеть желаемой профессией, обучаться в престижных учебных заведениях.

Актуальность проблемы менялась в зависимости от временного периода. Например, некоторых современных подростков довольно тяжело отправить на улицу погулять, пообщаться с ровесниками. Они предпочитают прогулке персональный компьютер, видеоигры, социальные сети, смартфоны и другие гаджеты. До появления компьютеров и прочих гаджетов, дети большую часть свободного времени проводили на улице в живом общении друг с другом. И с улицы домой их было трудно вернуть.

Родители и педагоги, не смотря ни на что, должны прикладывать максимум усилий по созданию условий для развития такой личности ребенка, которая будет уметь сама организовывать свой образовательный процесс. Здесь важно сказать о педагогическом треугольнике: родитель, учитель, школьный педагог-психолог. В педагогическом треугольнике ведущая роль отводится педагогу-психологу, который осуществляет психологическое сопровождение не только ребёнка, но и родителей и всего педагогического коллектива.

Именно школьный педагог-психолог может вовремя выявить проблему в эмоционально-волевом компоненте этого процесса и провести целенаправленную коррекционную работу.

Однако, проблема в любом компоненте, составляющем процесс саморегуляции учебной деятельности в будущем может привести к личностной несостоятельности взрослого человека.

Современное общество ставит перед собой задачу воспитания активного, инициативного и самостоятельного поколения.

Публикации по теме:

Формирование навыков трудовой деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста Формирование навыков трудовой деятельности Детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества. СЛАЙД.

Игры для формирования и развития системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста . Игра "Цап-царап" Цель: - развитие предпосылок к самоконтролю; - закрепление умения выполнять действие в соответствии со словесной инструкцией;.

Игры для развития произвольности и саморегуляции детей дошкольного возраста Игры, развивающие произвольность и саморегуляцию детей дошкольного возраста. Воспитатель: Гребенкина О. Н. Тихий колокольчик (для детей с.

Конспект досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста с Тмнр «Сказочное путешествие на остров Нетландия» Цель: Систематизация знаний и представлений детей о творчестве Джеймса Мэтью Барри. Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Мнемотехника как одно из эффективных средств развития речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление.

Педсовет «Игры для развития дисциплины и саморегуляции у дошкольников» Тема педсовета: «Игры для развития дисциплины и саморегуляции у дошкольников». Воспитатель: Гребенкина О. Н. Нетерпеливость стала одним.

Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях 1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях Интеллектуальное развитие – это формирование.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Статья «Проблема развития математических представлений у дошкольников» Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным.

Проблема развития устной речи неслышащих детей Проблема развития устной речи неслышащих детей стоит перед сурдопедагогической наукой со дня его основания. Подходы к обучению основаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития способности к саморегуляции учебной деятельности в период от младшего школьного к подростковому возрасту
Опубликовано: 12 июня 2019 в 14:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД