Лучший педагог года

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

Мария Петрова
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста.

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит огромный путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ними, развивается наглядно-образное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается манипулятивная и предметная деятельность, а на ее основе – сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.

Публикация «Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Рассмотрим проблемы с которыми сталкиваются родители при воспитании детей раннего возраста.

Наиболее часто встречающиеся проблемы родителей :

1. Детские истерики.

2. Ребенок кусается и дерется с мамой.

3. Приучение к горшку.

4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.

5. Как отучить ребенка от соски и бутылочки.

6. Ребенок не разговаривает.

Остановимся на одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям малышей – детские капризы и истерики.

Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катание по полу, а так же размахиванием руками и ногами. Прибывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него.

Взрослея, у детей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если ребенку не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость.

Выделяют типичные ситуации, провоцирующие состояние истерики:

• неспособность выразить вербально личное недовольство;

• стремление привлечь к себе внимание;

• желание достичь что-то очень важное и необходимое;

• недосыпание, утомление, чувство голода;

• болезнь или состояние после болезни;

• желание подражать сверстникам и взрослым;

• чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;

• отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам ребенка;

• невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;

• отрыв от интересного занятия;

• ошибки воспитания;

• слабый и неуравновешенный склад нервной системы;

Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом и желают только того чтобы истеричные капризы прекратились как можно быстрее, они начинаются метаться, успокаивать, утешать и мигом удовлетворять все запросы и исполнять все желания. Но, в большинстве случаев, от такого поведения истерика у детей только усиливается и продолжается дольше. От поведения взрослых зависит много: будут ли эти истерики продолжаться постоянно или прекратятся после нескольких неудачных попыток.

Истерики зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что ребенку очень сложно справиться со своими эмоциями.

Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа ребенок слабо контролирует моторику, именно поэтому бывают случаи, когда ребенок бьется головой об стену или пол, в то же время практически не ощущая боли.

Особенностью приступов выступает то, то они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.

Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а так же упрямства в 2,5-3 года. Возраст трех лет получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.

В зависимость от причин детских истерик, они подразделяются на два типа:

• истерика манипулятивная

• истерика характера.

В первом случае ребенок использует истерику как средство манипуляции взрослыми. Поведение может быть направлено на людей, а может принимать форму слов и поступков. Злые и доведенные до предела дети, могут бить, толкать или кусаться. Такая модель поведения является проявлением бунта ребенка, против того, что что-то не допускается и против того, что он так много может сам (ходить, говорить и пр., а ему многое запрещают.

Второй тип более сложен в психологическом плане. Если ребенок начинает вести себя неадекватно, это может быть связано с радикальными изменениями, которые произошли в его жизни. Например, стресс с появлением новых членов семьи, отсутствие общения между родителями, посещение детского сада, все это может вызвать детскую истерику.

Истерики у детей 1,5-2 лет возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года ребенок уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением.

Возраст 3-х лет отмечается следующими характеристиками: ребенок желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное «хочу» и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У детей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм.

Что делать родителям во время истерик детей раннего возраста?

Так как истерика для ребёнка является доступным средством для получения желаемого, то, поняв один раз, что данный способ срабатывает, использовать его он будет довольно часто. Остановить истерики возможно только не проявляя во время них никаких уступок.

Для начала следует глубоко вздохнуть и успокоиться – истерика вечно длиться не будет, ребёнок «перерастёт», станет понимать и оценивать свои действия.

Обязательно нужно дать понять ребенку, что его истерики не страшны и он ничего ими не добьется, его требования не будут выполнены, потому что он устраивает истерику.

Родителям не стоит показывать, что они злы на ребенка и собираются его наказать. Спокойствие и настойчивость дадут ребенку понять, что он поступает как-то не так, и что поведение нужно изменить.

При возникновении истерики, родителям следует соблюдать ряд простых правил:

• не менять своих решений;

• не пытаться насильно взять ребенка на руки;

• не поднимать ребенка с пола, если он на него улёгся;

• не оставлять его одного;

• контролировать своё эмоциональное состояние;

• стараться переключить внимание ребенка на какие-либо предметы, интересные действия;

• не обращайте внимания на комментарии окружающих.

Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведение и не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако вседозволенность нельзя допускать.

Ребенок не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь внимание или переключить внимание на что-либо другое.

Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.

Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.

В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что дальше придется действовать также.

Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не понесет желаемых результатов. Используя следующие простые правила можно избежать истерических приступов:

• полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;

• не допускать переутомления;

• уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть достаточное время;

• прояснять чувства ребенка («Ты сердишься потому что…»);

• у ребенка должно быть право выбора;

Приложение. Что пишут родители о проблемах своих детей?

1. Детские истерики.

2. Ребенок кусается и дерется с мамой

3. Приучение к горшку.

4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.

5. Как отучить от соски и бутылочки.

6. Ребенок не разговаривает.

Публикации по теме:

Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» В нашем дошкольном образовательном учреждении вот уже 4 года подряд проходит городской форум "Проблемы нравственно-патриотического воспитания.

Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Актуальные вопросы воспитания и развития детей» Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности №5 На тему «Актуальные вопросы воспитания и развития детей.

Консультация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Вырастить и правильно воспитать.

Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского.

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Актуальные вопросы воспитания и развития детей» Докучаева Юлия Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Актуальные вопросы воспитания и развития детей» Конспект.

Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда»Семинар «Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальные проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда. Тема:"Театрализованная деятельность детей старшей логопедической группы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 3 августа 2019 в 17:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД