Наталья
Актуальные проблемы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наша сегодняшняя встреча посвящена 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В связи с этим нельзя не упомянуть о его богатейшем педагогическом наследии, которым он внес значительный вклад в образование и педагогику как своего Отечества, так и в мировую педагогическую мысль. Преподобный Сергий рассматривал формирование духовно-нравственных ценностей как главный приоритет в воспитании человека. Именно этим отличалась педагогическая система православия от педагогической системы католицизма, в которой приоритетным считалось воспитание рационального (т. е. прагматического, практического) начала.
Публикация «Актуальные проблемы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
К сожалению, за давностью лет, мы не имеем рукописного наследия Преподобного Сергия, однако суть его учения в более современном понимании точно отражают слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на экране. Говоря бытовым языком, воспитываем мы только своим примером, своими делами, своей личностью. Слова не оставляют в человеке такого глубокого следа, как дела.
*
Однако, в последние годы, то самое «рациональное зерно» стало весьма популярно и в нашем Отечестве и уже явно наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии.
*
Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.
Поэтому, с нарастанием бездуховности в обществе, все значимей становится наша с Вами непростая работа и у нас нет морального права упускать столь уникальный и важный период жизни – дошкольное детство.
*
В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако, нельзя недооценивать влияние семьи на этот процесс. Семейные условия воспитания по-прежнему остаются основополагающими. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость взаимодействия с семьей.
Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного, наследия.
*
Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказываю о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.
Для педагогов всех времен – это является сигналом к действию. Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?
А ответ прост: ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике.
*
Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако, при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как:
-занятость родителей (особенно, работа с выездом за пределы места жительства);
-личностные качества, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике;
-отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
*
Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог, что называется, найти дело по душе.
Здесь бесконечное поле для творчества предоставляется в организации всем уже знакомой проектной деятельности.
Проектную деятельность можно рассматривать как некую систему коллективных творческих, и в то же время, познавательных дел - маленьких или более масштабных, стимулирующих общение родителей и детей при непосредственном участии педагогов. Анализируя опыт внедрения проектной технологии в нашем садике, мы выделили несколько основных факторов, обеспечивающих успешность взаимодействия с родителями.
1. Тщательная подготовка взаимодействия
К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.
*
2. Интеграция
Достижение нескольких целей в одном проекте: в приведенном примере (Проект «Куклы своими руками»)– это формирование духовно-нравственных качеств и речевое развитие через непосредственное общение с мамой, бабушкой в процессе изготовления кукол, развитие познавательного интереса – дети узнают историю народных кукол, художественно-эстетическое развитие - они учатся видеть красивое.
*
3. Косвенное и прямое стимулирование к действию
Покажите человеку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже!»
Например, изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других.
4. Опора на эмоциональную сферу личности человека
«Удивите человека и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию».
*
Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.
5. Обязательная демонстрация полезности и востребованности
результата совместного труда родителей и детей
Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость.
Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.
*
6. Обязательная благодарность за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме.
В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.
7. Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия
дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.
Подведу итог: проектная деятельность
-реализуется при непосредственном участии родителей;
-косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
- учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
-оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
-за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
-позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
*
Осуществляя взаимодействие с родителями в рамках вышеописанной системы, наш коллектив сделал и для себя определенные выводы:
для полной самореализации в профессии и осуществления успешной педдеятельности мы должны руководствоваться принципами, сформированными нашим мудрым народом еще в незапамятные времена.
«Вода камень точит»
- не отступать и не сдаваться; тяжело начинать, но результат всегда радует и дает силы работать дальше.
«Кто если не я?»
- никто не придет и не сделает наших детей добрыми, сильными, честными «по мановению волшебной палочки».
«Подари детям сказку»
- в русских народных сказках всегда побеждает добро, они несут в себе величайший воспитательный потенциал. Это наша история – культурное и духовное наследие.
Разрешите в качестве наглядного примера осуществления духовно-нравственного воспитания в детском саду предложить Вам небольшой фрагмент занятия.