Ирина Бойчук
Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому, -
Родители пример ему…
С. Брант
Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент его духовно-нравственного развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к самому самому. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», «образцом», «примером», по которым формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности и формировании нравственных ценностей. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Почему нужно говорить о причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни? В настоящее время институт семьи переживает кризис, а проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. О причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни, надо говорить для того, чтобы
Публикация «Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- лучше понять, что же с нами произошло и происходит с семьями,
- почему мы разрушаем основу (семью) формирования личности,
- почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом духовно-нравственного развития будущего поколения;
- как мы, работники образовательных учреждений, можем исправить ситуацию.
Проблемы семьи относятся к числу ключевых в современной России.
Разрушены нравственные представления о семье : семейные отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, гражданский брак стал нормой для молодёжи.
Забыт традиционный уклад семейной жизни: уважения и почитания старших членов семьи, отношения послушания - всё это вытеснено из современной жизни.
Потеряно традиционное восприятие родительского долга и детства: насаждение культа жизненного успеха, материального богатства и карьерного роста привели к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства, как результат - снижение рождаемости.
Существенные изменения произошли в сфере семейного воспитания : семьей утрачены традиционные нравственные ориентиры и это привело к тому, что современная семья оказалась не в силах удержать подрастающее поколение от порока. Следствием варварского разрушения семейных традиций является с каждым годом увеличивающаяся подростковая преступность.
У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством. На лицо многочисленные проблемы детей и детства : у современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре и зле, о пороке и добродетели, у наших детей наблюдается духовно-нравственная неразвитость. В средствах массовой информации идёт пропаганда цинизма и насилия, навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается тяжёлым грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты семейных отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компанией друзей. Всё это приводит к вступлению в жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной молодёжи. Всё это противоестественно и гибельно для России с её многовековой культурой.
Вспомним слова класиков:
О. Бальзак говорил: «Семья всегда будет основой общества». Обязанность родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них любовь, прививать нравственные ценности.
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими».
(А. С. Макаренко)
Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторических православных традиций. Православная русская культура стала основанием и источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков рождала, воспитывала поколения сильных духом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам. Знать о православной культуре, православных традициях и следовать им не одно и то же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами тысячелетней христианской веры. Традиции православного воспитания детей в семье произрастают из трех основных положений:
любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но прежде всего в духовном смысле;
почитание родителей и вообще старших.
Православную семью объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненными испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный ориентир развития. Важно не столько творческое развитие, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки. В связи с чем очень важно пересмотреть формы взаимодействия педагогов современного ДОУ с семьями воспитанников. Актуальность данной проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое психолого - педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это значит сохранить Родину и наше будущее - детей.
Цель педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного образовательного процесса. Взаимодействие с Храмом, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором должна строиться работа педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств духовно - нравственного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
(А. С. Макаренко).
Педагогам важно соблюдать основные принципы партнерства с семьей :
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся совместная работа.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Важно учитывать социальный статус, семейные условия, конкретную ситуацию, уровень психолого-педагогической культуры, настроение родителей.
Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях (семейных, педагогических).
Динамичность. ДОУ в современное время находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого меняются и корректируются формы и направления работы ДОУ с семьей, дополнительные развивающие услуги в ДОУ.
Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность наблюдать, как живет и развивается его ребенок; принимать участие в мероприятиях ДОУ.
Обращение к родителям по имени и отчеству способствует установлению доверительных отношений, созданию хорошего настроения, осознанию своей причастности и значимости к образовательному процессу.
Слово «величать» в современном русском языке означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству. Русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам. Величание — часть русского речевого этикета.
Задачи в работе с родителями воспитанников :
Создание в ДОУ системы работы по духовно-нравственному воспитанию с родителями; атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.
Содействие целостному духовно- нравственному развитию дошкольников и их родителей; приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры (семья, ответственность, честь, добро, любовь, совесть, верность и др.).
Использование эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников по повышению по формированию их сознательного отношения к духовно-нравственному воспитанию детей, становлению добрых семейных традиций.
Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, помощь в осознании своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Изучение лучшего опыта семейного воспитания, распространение его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада традиций положительного семейного воспитания.
Эффективные формы работы:
«Беседы с батюшкой» (приглашение священнослужителя).
«Живой диалог» : организация встреч (родительских собраний, консультаций, Круглых столов с активным участием самих родителей, обменом опытом).
Анкетирование по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье и ДОО.
Наглядная информация (официальный сайт, информационный стенд, буклеты, памятки, фото газеты).
Совместная деятельность, совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу и в детском саду и в доме. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания,
ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.
Выставки:
- оригинальных предметов («Рождественские сувениры», «Ромашка – символ семьи»);
- творческих работ по изобразительной деятельности и ручному труду;
- буклетов, фотогазет, консультаций.
Совместные мероприятия с родителями («День семьи», «День Матери», «День Защитника Отечества», «День славянской письменности»).
Конкурсы на лучшее оформление
- презентаций, видеороликов;
- выставок семейных газет;
- фотовыставок («Традиции нашей семьи», «Мой папа – Защитник Отечества» и др.);
- рукописных книг.
Оказание помощи семьям воспитанников и повышение психолого – педагогической культуры родителей осуществляется с учетом условий:
- Воцерковление. Существует мнение, что ребенку не стоит навязывать православное воспитание : мол, вырастет — сам выберет веру, придет к Богу (если захочет).
Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Мы пытаемся откровенно говорить с родителями о том, что является правильным, светлым, чистым, проверенным веками. Хотя понимаем, что у многих совершенно другие ценности и ориентиры в жизни. Пытаемся объяснить, что у детей, в силу возраста, маленький жизненный опыт, они не могут выбрать, что хорошо и что плохо. Родители – пример и образец. И от их поведения, взаимоотношений в семье во многом будет зависеть жизнь сегодняшнего малыша.
- Православная культура, православные традиции.
Совместные мероприятия с участием родителей вызывают у детей наибольший эмоциональный отклик, гордость за достижения друг друга. Совместные мероприятия
сближают детей и родителей, они трепетно «проживают» их, испытывая радость от
совместного взаимодействия. Это традиции подготовки и проведения:
- знаменательных дней: «День города», «День Матери», «День Победы», «День защиты детей», «День семьи», «День славянской письменности»;
- музыкально-спортивных развлечений: «День Защитника Отечества», «Праздник русской березки», «Праздник прилета птиц», «Праздник Солнца»;
- выставок совместных работ по изобразительной деятельности, ручному труду на темы: «Природа и фантазия», «Красота Божьего мира», «Рождественские (Пасхальные сувениры», «Весенняя капель»; «Красота Божьего мира», «Люблю березку русскую»;
- дней добрых дел («Подарки для малышей», «Ко дню пожилого человека», «Построим снежную горку», «Смастерим кормушку вместе – птицы петь нам будут песни» и др.);
- конкурсов рисунков, поделок: «Русские узоры», «По сказкам А. С. Пушкина», «Портрет мамы», «Мой храм»;
- тематических занятий по знакомству с православными праздниками («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Иисуса Христа», «Светлая Пасха», «Троица»).
Учитывая многолетний опыт, могу сказать, что работе с папами в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания. Однако для воспитания ребёнка в современное время необходимо непосредственное участие отца в его воспитании. Не все папы понимают, насколько это важно! Не все воспитатели могут вести системную содержательную работу с папами! В работе с родителями мы столкнулись с такими проблемами :
- нет налаженной системы работы с отцами в условиях детского сада;
- недостаточная освещенность практического материала по работе с отцами воспитанников детского сада;
- невысокая активность и заинтересованность самих отцов.
Роль отца особенно важна в воспитании детей. Воспоминания детства — самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь. Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и кормильца.
В связи с чем стремление включить пап воспитанников в совместный образовательный процесс – первостепенная задача всех педагогов.
Воспитатели включают отцов в совместные спортивные мероприятия, которые не только сближают всю семью, но и помогают детям воздействовать в условиях быстрого реагирования. Детям важна моральная поддержка, а родители – главные вдохновители побед своих детей.
Совместные эстафеты, игры способствуют формированию
- доброжелательной атмосферы в семье,
- потребности в здоровом образе жизни,
- сплочению коллектива детей и взрослых.
В спортивных мероприятиях наиболее активно участвуют папы.
К тому же, папы очень артистичны. Вместе с мамами они могут поставить музыкальную сказку и удивить талантливой непосредственной игрой не только всех детей детского сада, но и сотрудников!
Папы замечательно играют роль Дедов Морозов, Волков, Медведей и других сказочных персонажей. Оказывается, папы сами получают огромное удовольствие от процесса игры!
Считается, что мужчины менее усидчивы, поэтому с поделками для конкурсов детям помогают мамы. Однако наши воспитатели убедились, что папы могут конструировать поделки не хуже, а даже лучше – особенно машины, ракеты, паровозы!
Не сразу удается убедить пап отложить телефоны, компьютеры, планшеты и больше времени уделять ребенку, быть ему другом, быть вместе! Но совместные работы получаются – самые оригинальные! Гордость за достижения стимулирует к дальнейшему сотрудничеству.
Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше и не только в детском саду. Если ребенок привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его от пагубного влияния средств массовой информации. В связи с чем в работе с родителями много внимания уделяется детской литературе.
Многие молодые родители недооценивают значение трудового воспитания. Воспитатели предлагают принять участие в совместном оформлении зимних участков, строительстве снежной горки; весной – принять участие в озеленении и благоустройстве территории вокруг детского сада.
Для закрепления положительной динамики плодотворного сотрудничества проводим встречи в семейном клубе только для пап: «Папа может», «Быть отцом не просто», «Какой я папа?», «Как на самом деле любить ребенка?», «Что такое добродетель?».
Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, учимся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?
Приобщение родителей к образовательному процессу способствует осознанию ими своей роли в воспитании и обучении ребенка, адекватной оценке своих возможностей; способствует постепенному установлению гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка. Дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют большой потенциал успешной социализации, формирования духовных ценностей.
В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего высшего блага».
Литература:
Павел Гумеров, священник. «Малая Церковь». – М. : Сретенский монастырь, 2008 г.