Лучший педагог года

Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома

Оксана Васильевна Волкова
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома

ГКУ Детский дом-интернат «Южное Бутово», г. Москва

В данной статье рассматривается актуальный вопрос социально-трудовой реабилитации воспитанников Детского Дома-интерната «Южное Бутово». Раскрываются признаки умственной отсталости, даются рекомендации по развитию трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями.

Публикация «Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома» размещена в разделах

Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, наибольшее число составляют дети, страдающие умственной отсталостью. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которая характеризуется, главным образом, проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с другими психическими или соматическим расстройством, или вне такого сочетания. Вместе с тем умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, частота возникновения которых, в 3-4 раза превышает соответствующие показатели в общей популяции.

Умственная отсталость характеризуется следующим:

1) значимое снижение общего уровня интеллектуального развития

2)значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации

3) появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет

Основное проявление – недоразвитие интеллекта. При умственной отсталости страдают все психические функции – мышление, память, внимание, воля, эмоции. Умственная отсталость развивается в раннем возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности.

Умственно отсталые дети способны приобрести самые простые трудовые навыки. Уборка, стирка, мытье посуды и даже освоить простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий.

В работе они могут быть старательны, но работают медленно и непродуктивно. Главный принцип в работе с глубоко умственно отсталыми воспитанниками – это практическая направленность всего обучения. Содержание учебно-воспитательной работы с воспитанниками – необходимо выявление положительных возможностей в подготовке к доступным для них видам труда. Поэтому, вся коррекционно-воспитательная деятельность с умственно отсталыми воспитанниками 13-18 лет должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, производительный и ручной труд. Центральным звеном в системе работы являются занятия, готовящие воспитанников к трудовой деятельности.

Обучение должно строиться таким образом, чтобы воспитанникам приходилось преодолевать определенные трудности и уметь справляться с работой, требующей от них пусть небольшого, но постепенного увеличения степени самостоятельности. Для данных воспитанников труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.

Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания глубоко умственно отсталых воспитанников. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи… Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить воспитанника выполнять определенную работу, чем воспитать у него необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.

Приступив к работе в ДДИ «Южное Бутово», я выбрала следующую тему по самообразованию «Формирование элементарных трудовых навыков и умений у воспитанников с ограниченными возможностями среднего школьного возраста». В работе с воспитанниками начала использовать все возможности детей, развивая у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они смогли самостоятельно себя обслуживать: выполнять в быту и в производственных условиях несложные трудовые операции, имели возможность ориентироваться в окружающем мире.

Уроки развития трудовых навыков и умений являются ведущими на старших годах обучения. В процессе работы я стараюсь воспитать у детей трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность. Дети данной группы отличаются следующими основными чертами: повышенная истощаемость, и естественно, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе трудовой деятельности. Эти дети не способны к самостоятельной адаптации, осознанному включению во взрослую жизнь.

В ДДИ проводится большая работа по формированию у воспитанников первоначальных трудовых навыков и умений. Для организации трудовой деятельности в группе мы оборудовали тумбочку для чистки обуви и одежды, имеется инвентарь по уходу за цветами, на полочке поместили материалы для ручного труда (картон, клей, шишки, желуди, кору, нитки). Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуем в течение всего дня. Утром, а также после прогулок воспитанники убирают за собой одежду под контролем воспитателя. На прогулке выполняют работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают выносной игровой материал. После обеда воспитанники принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. Таким образом, мы предусмотрели участие всех воспитанников в трудовой деятельности, создали в ДДИ обстановку постоянной занятости. Хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным, связан с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в группе и на улице. У воспитанников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, сформировано бережное отношение к вещам, аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Поэтому, в своей работе мы позаботилась о том, чтобы для работы был необходимый материал - организовали в группах уголки природы, растения расположены на доступной детям высоте, чтобы легче было за ними ухаживать. Расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу. Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, воспитанники приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость. Составная, органическая часть трудового воспитания в ДДИ- ручной труд. Работа в ДДИ организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками работы с тканью в том объеме, который предусмотрен программой. Для шитья приобретены иглы средней длины и толщины, с широким ушком и нитки, лоскутки тканей: ситец, сатин, фланель. С первых занятий дети приучены соблюдать правила пользования ножницами и иголкой. Занятия ручным трудом всегда радуют детей своими результатами, а мы стараемся сделать их деятельность общественно - полезной - пришиваем пуговицы, петли к полотенцам. Даем возможность самостоятельно подобрать пуговицы, нитки. Воспитанники стараются сделать свою работу аккуратно.

Весной в ящиках сеем овес, сажаем лук, ухаживаем за посадками очень старательно, и с гордостью отмечаем, что овес, лук выросли в ящиках, что они посажены их руками.

Много поделок изготовляют воспитанники своими руками из различного материала, как сувениры и подарки взрослым и гостям. Систематическая самостоятельная работа в уголке ручного труда, организованная воспитателями, способствует развитию сообразительности, ловкости, ручных умений.

В апреле проводится осмотр цветников, клумб, готовим к весеннему севу, очищаем территорию от прошлогоднего мусора.

Мы серьезно относимся к оценке трудовой деятельности воспитанников, чтобы все поощрялись в силу их возможностей. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательное отношение стали необходимым и признанным условием воспитания детей в ДДИ «Южное Бутово».

Результаты работы показали, что

- при серьезном нарушении речи и мышления, речь воспитателя не является регулятором поведения воспитанников, поэтому любая тема дается предметно-практическим способом.

-развитие крупной и мелкой моторики – это средство коррекции, так как активизируются определенные зоны головного мозга, которые могут дать основание для компенсации дефекта.

-через предметно-практические и продуктивные виды, через ручной труд, лепку, конструирование у воспитанников с глубокой и тяжелой умственной отсталостью можно сформировать систему представлений об окружающем мире и обучить практическим действиям.

В процессе трудовой деятельности у воспитанников появляется некоторая способность к самооценке, выражающаяся в определенной критичности своих возможностей в учебной и трудовой деятельности.

Поэтому, я в своей работе главное внимание уделяю решению следующих задач:

-трудовое обучение и подготовка посильным видам труда

-обучение обслуживающему, ручному труду

Основной целью моей работы с воспитанниками 13-18 лет является обучение их элементарным навыкам хозяйственно-бытового, ручного труда, общепринятых правил и норм поведения. Соответствующая трудовая подготовка воспитанников должна дать возможность после окончания обучения, в некоторой степени, материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности адаптироваться в обществе. Трудовое обучение занимает ведущее место в моей работе.

Литература:

[ 1. Х. С. Замский «Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство : ИЦ Академия, 2008 года, 2 издание.

2. Л. М. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПБ: Речь, 2005 г. 3. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М, 2003г. ]

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Знакомство детей с историей своего района «Былина про генерала Бутова» Наш деский сад находится в столице нашей Родины городе Москве, в районе Южное Бутово. Каждый год в сенябре Москва отмечат свой очередной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ Детского дома
Опубликовано: 31 января 2015 в 15:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД