Марина Шитова
Алалия у детей, причины появления
▼ Скачать + Заказать документы
АЛАЛИЯ
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическим поражением центральной нервной системы. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг в следствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка от месяца до одного года. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелую форму рахита, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.
Публикация «Алалия у детей, причины появления» размещена в разделах
В зависимости от того какая речевая зона поражена различают две формы алалии : моторную и сенсорную.
Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, что приводит к существенному снижению речевой деятельности, возникновению речевого негативизма, а также к постепенному отставанию в психическом и интеллектуальном развитии. К этим проявлениям часто присоединяется и неправильный воспитательный подход со стороны родителей. Требования к такому ребенку снижаются и поведение ребенка становится еще более капризным, упрямым и раздражительным. Дети плохо одеваются самостоятельно, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бант. Дети неловки, спотыкаются чаще других детей, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по бревну, ритмично подвигаться под музыку. В речевом аппарате тоже испытывают затруднения при поднятии и удержании языка вверху, облизать верхнюю губу, пощелкать языком.
Для этих детей характерно недостаточное развитие таких функций как память и внимание, помимо этого у них повышенная утомляемость и низкая работоспособность. Однако они хорошо понимают обращенную к ним речь.
Из-за психической пассивности, заторможенности, безинициативности их приравнивают к умственно отсталым, что далеко не всегда соответствует истинному состоянию интеллекта.
Сенсорная алалия связана с нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария.
Дети либо совсем не понимают речь или понимают ее крайне ограниченно. При этом они реагируют на звуковые сигналы. Могут различать по звуку различные предметы, но затрудняются с определением направления звука. У детей с диагнозом алалия отмечается явление эхолалии – повторение чужих фраз.
При предъявлении картинки пытаются ее назвать, а при просьбе показать – испытывают трудности.
Ведущим дефектом является нарушение фонематического слуха, проявляющееся в разной степени.
Таких детей часто путают со слабослышащими, поэтому при диагностике первое, что надо проверить, это физиологический слух.