МААМ-картинки

Алгоритм обследования фонематических процессов

Оксана Малахова
Алгоритм обследования фонематических процессов

АЛГОРИТМ

ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Обследование фонематического восприятия

Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук с в слове собака?»

Задание 2. Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук л.

Публикация «Алгоритм обследования фонематических процессов» размещена в разделах

Задание 3. Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагают прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук в?» (Ворона сидит на суку).

Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки. Инструкция: «Покажи где лук, а где люк. Покажи где кот, а где год и т. д.» Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.

Обследование фонематического анализа

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Задание 1. Определить место звука в слове. Логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: «Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или конце слова?

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Задание 2. Выделить согласный звук из стечения двух звуков. Ребенка просят определить наличие звука в более сложной позиции, когда звук стоит рядом с другим согласным.

Обследование фонематического синтеза

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

Задание 1. Составить слова из заданного количества звуков. Логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Инструкция: «Составь слова из 3 звуков, которые я тебе назову. Звуки можно менять местами».

Обследование фонематических представлений

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.

Задание 1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Логопед дает ребенку задание: «Подбери название ягоды, начинающееся на звук м (малина)».

Задание 2. Подобрать слово на заданный звук. Ребенка просят назвать любое слово, которое начинается на заданный логопедом твердый или мягкий звук.

Задание 3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове: «Подбери слово, в котором звук к будет стоять в конце».

Задание 4. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Логопед называет слово: стол. Ребенок должен подобрать свое слово, которое тоже будет начинаться на звук с. Например: самолет.

Список используемой литературы:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2004.

2. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2005.

3. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника. СПб., «Нева» 2004.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. ,«Владос» 2003.

5. Краузе Е. Логопедия. СПб., «Корона» 2003.

6. Резниченко Т. С. Ларина О. Д. Дифференциация согласных звуков. М., «Росмэн» 2004.

7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., «Владос» 1999.

8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

СПб., «Детство-Пресс» 1998.

9. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., «Гном-Пресс» 2003.

10. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М., «Гном-Пресс» 20007

11. Филичива Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., «Просвещение» 1987.

Публикации по теме:

Алгоритм работы с тревожными детьмиАлгоритм работы с тревожными детьми Консультация для воспитателей Алгоритм работы с тревожными детьми Что такое тревожность? В психологическом словаре дано следующее определение.

Алгоритм составления синквейна «Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. Алгоритм составления «синквейна» следующая:.

Алгоритм умывания для детей в стихах .

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального.

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольниковКартотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому использование игр для формирования фонематических процессов у детей с нарушениями.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Конспект открытого занятия по развитию фонематических процессов «Делу время — потехе час» Конспект занятия в старшей группе «Делу время – потехе час» Задачи: Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме. Развивать.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике Протокол обследования Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина) Цель: определения индивидуального.

Технология логопедического обследования Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Алгоритм обследования фонематических процессов
Опубликовано: 31 марта 2019 в 21:40
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД