Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука

Юлия Авдюнина
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука

Предлагаемый алгоритм будет полезен, как мне кажется, не только логопедам, работающим с детьми с ТНР, но и воспитателям старших и подготовительных групп детских садов.

Характеристика звука проводится в один или три этапа.

Для начала давайте вспомним определение гласных и согласных звуков.

Гласные звуки состоят из голоса, поются, не встречают преграды, образуют слог.

Согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса, встречают преграду (губы, зубы или язык), не образуют слог.

I ЭТАП. Прежде всего, определяем наличие или отсутствие преграды в ротовой полости.

Считаю этот признак важнейшим, так как дети с речевой патологией часто путают

пропевание гласных и «протягивание», например, соноров. Более того, наличие или

отсутствие преграды дети буквально нащупывают собственным пальчиком

(предварительно тщательно вымытым). Этот приём также считаю необходимым,

потому что у детей с дизартрией часто отмечается грубое нарушение иннервации, не

позволяющее осознать положения губ и языка.

Эмпирически осознав наличие или отсутствие преграды, мы определяем

принадлежность данного звука к группе гласных или согласных звуков. Если преграда

отсутствует и звук определён как «гласный», обозначаем его красным кружочком и на

этом работу с ним заканчиваем. Если же нащупали преграду, тогда переходим ко

второму этапу.

II ЭТАП. Определяем твёрдость или мягкость изучаемого согласного, обозначая его

синим или зелёным кружком соответственно.

III ЭТАП. Наконец характеризуем согласный звук по звонкости-глухости, дорисовывая

символу колокольчик.

На своих занятиях я начинаю использовать данный алгоритм буквально со второго занятия по формированию навыка звукового анализа. Строгая последовательность и наглядность пособия помогают детям усвоить новые термины и систематизировать полученные знания.

Публикации по теме:

Занятие по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Загадки на автоматизацию звука [Р] в словах» Цель: автоматизировать звук [р] в начале, в середине и в конце слова. Задачи: • Развивать логическое мышление и расширять кругозор. • Закреплять.

Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

Конспект занятия по обучению грамоте «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Конспект занятия по обучению грамоте. «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Цель: Закреплять умение детей.

Образец психологической характеристики на учащегося 1 класса Психологическая характеристика воспитанника Ф. И. О. 23. 01. 2009 г. р. Ф. И. учится в 1 классе общеобразовательной школы. Мальчик из неполной.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука
Опубликовано: 25 мая 2018 в 02:28
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный театр в детском саду
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо, что нашли минутку, чтобы зайти ко мне в гости! Сегодня я хочу вам расказать и...
Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»
Тема: «Уход за комнатными растениями». Возрастная группа детей: средняя Цель: Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о...
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...
Конспект занятия «Наблюдение за пауком»
Наблюдение за пауком. Елена Владимирова. Цель: Расширение и закрепление знаний о характерных особен¬ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле¬ниях;...
Картотека «Дидактические экологические игры»
«Что было бы, если из леса исчезли… » Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А...