МААМ-картинки

Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS

Елена Зайцева
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS

Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей -аутистов - использование в работе системы PECS .

Воспитатель : Зайцева Е. М

Все чаще в детские сады попадают дети с трудностями в поведении, с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом.

Аутичность-обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение дано в психологическом словаре.

Я столкнулась с таким случаем впервые четыре года назад.

Публикация «Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS» размещена в разделах

В группу пришли один за другим два очаровательных мальчугана, с непонятным и даже пугающим поведением. Я просто терялась, когда агрессия мальчиков обрушивалась на меня или окружающих детей и взрослых. Работа с такими детьми требует большого терпения, интуиции.

Во время общения с ними приходиться «раствориться» в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в его логику.

Поведение аутичного ребенка выглядит хаотичным, неадекватным. Но в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта

После длительного общения с таким ребенком можно выделить

признаки аутизма:

- не играет со сверстниками

- не разговаривает с окружающими

- сидит один

- делает бесцельные движения

- может совершать действия, приносящие вред ему самому

- закрывает уши руками, боясь громких звуков

- повторяет одни и те же действия

- избирателен в одежде

- быстро утомляется

А дальше напрашивается вопрос, как обучать такого ребенка?Какие методы и приемы использовать?

Традиционные методы обучения с детками данной категории малоэффективны! Я могу да же сказать, что они не эффективны совсем.

Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с ОВЗ в разных направлениях. И основной вектор направлен на инклюзивное образование.

Перечитав множество литературы по работе с детьми аутистами, пересмотрев множество вебинаров по данной теме, я решила попробовать - Альтернативную коммуникацию.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи её удовлетворительно объясняться.

В основе знаковой деятельность ребенка лежат общие психофизиологические закономерности теории высшей нервной деятельности человека сформулированные отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым.

Очевидно, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка.

(Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.)

Методы АДК (альтернативной деятельности когнитивного развития) можно и нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии :

Альтернативная коммуникация служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.

В системах АДК широко используется различные средства коммуникации :

-визуально-кинестетические (жесты)

-визуально-графические (плоские символические изображения)

-объемные репрезентации (мини - объекты)

Я активно использую средства альтернативной коммуникации в совместной деятельности, эти вспомогательные средства являются неотъемлемым компонента образовательного процесса.

Важным помощником в общении с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями являются так же мимика и пантомимика, выразительные движения, подчас оказываются даже более действенными, чем слова.

Особое внимание я уделяем зрительному контакту, потому что, приветливый и открытый взгляд располагает к доверительному общению с такими детками.

Интонационная окраска воспитателя должна эмоционально дополнять речь, т. к она может поддержать и ободрить ребенка во время выполнения задания

И так, началась моя работа с привития деткам коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков необходимо для успешной социализации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра в обществе. В качестве альтернативных средств коммуникации можно использовать обучение ребенка с помощью пиктограмм. В этом мне помогает система PECS.

Знакомство ребенка со знаком-символом происходит постепенно.

При использование графических изображений у детей с расстройством аутистического спектра формируется интерес и потребность к обучению, умение соотносить графическое изображение с его наименованием, понимание общего смысла символа, ему практической необходимостью.

Система PECS быстро получила признание и распространение во всем мире именно благодаря стимуляции потребности в коммуникации. Ее применение не требует сложных и дорогостоящих материалов, так как она имеет печатные символьные, фотографические, рисованные карты.

Преимущества системы PECS не оспоримы.

Она позволяет детям с нарушениями коммуникативного развития быстро и качественно приобрести базисные функциональные навыки коммуникации и саму потребность в ней. С помощью системы можно быстро обучить ребенка самостоятельно проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем при помощи обучения названиям предметов, мимического общения или вокальной имитации. Для ребенка становится более доступно общение с окружающими, а, следовательно, появляется возможность обобщения приобретенных вербальных навыков. В следствии чего, дети с нарушениями коммуникации приобретают саму потребность в общении и выражении своих потребностей доступными методами.

Таким образом, использование различных форм альтернативной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с нарушением развития, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности.

Альтернативная коммуникация является важной составляющей процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, с помощью введения этой системы в учебный процесс появляется дополнительная возможность, для более детального понимания потребностей ребенка, не только в образовательной среде, но и в социальном окружении, что в дальнейшем будет способствовать более успешной социальной интеграции.

И на последок хочется сказать несколько слов коллегам, кто работает с особенными детками :

Что делать? И как помочь малышу?

1. Примите ребенка таким, какой он есть

2. Обращайтесь к ребенку по имени

3. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком

4. Осваивайте деятельность этапами, частями

5. Доносите информацию через схемы и картинки

5. Если ребенок мешает проводить занятия с группой детей, то заранее предложите ему любимое занятие (пазлы, «Лего» и т. д.)

6. Держите малыша в поле зрения. Обычно такие дети неусидчивы, двигательно- расторможены, поэтому могут уйти или убежать за пределы участка и даже детского сада.

7. Если малыш плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить его внимание на яркую динамичную игрушку, фонарик, мыльные пузыри и т. д.

8. Помогайте осваивать навыки одевания и раздевания.

Во что играть с ребенком-аутистом?

-игры с водой

-мыльные пузыри

-игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики

-хороводные игры

И не бойтесь повторяться и говорить само собой разумеющие вещи! Исследуйте мир вместе с ребенком!

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Альтернативная коммуникация когнитивного развития детей-аутистов как использование в работе системы PECS
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 17:51
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД