Лучший педагог года

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Книжные уголки»

Елена Саранова
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Книжные уголки»

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля

«Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников, организация работы в книжном уголке»

Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля „Книжные уголки“» размещена в разделах

Согласно годового плана работы МКДОУ детский сад №196 «Подснежник» на 2019 - 2020 учебный год, в соответствии с приказом «Организация работы в книжном уголке», 27.11.2019 г. был проведен тематический контроль старшим воспитателем Сарановой Е. А., учителями-логопедами Захаровой О. Д., Новичихиной Е. Л.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению с художественной литературой и влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников; выявить причины и факторы, проанализировать оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к определенному возрасту.

Задачи:

- Способствовать систематизации работы педагогов в уголке книги.

- Оценить совместную работу педагогов по организации книжных уголков в группах.

- Выявление передового педагогического опыта, повышение педагогического мастерства педагогов.

-Познакомиться с деятельностью педагогов по привлечению родителей к чтению художественной литературы.

Методы контроля :

-Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой;

- Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми;

- Изучение развивающей предметно-пространственной среды.

«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, что в конечном итоге приводит к формированию и развитию связной речи детей. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.

Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.

Происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.

Встреча в «Книжном уголке» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.

Цель «Книжного уголка» - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.

К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:

«Книжный уголок» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

• Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое для вечернего времени.

«Книжный уголок» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

«Книжный уголок» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).

• Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.

• Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

• Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Книжном уголке», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

«Книжный уголок» находиться в наличии во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

В группе раннего возраста№3 воспитатель; Евсеенко О. А, книжный уголок организовала не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой (это объясняется возрастными особенностями детей, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель познакомила детей с книгой, рассматривала иллюстрации, читала текст, приучала рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорила о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др., затем приучала к самостоятельному пользованию книгой. В «Книжном уголке», выставлено как можно больше книжек-игрушек (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – страницы которых сделаны из картона.

Книг выставлено, как правило, немного 4—5, но их численность должна быть по 5-6 штук. В книжном уголке помещены издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир и способствует предпосылкам развития связной речи.

Педагог предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

В разновозрастной группе№4 комбинированного вида (от 3-7лет) воспитатель Кошелева Т. В., Новичихина Е. Л. книжный уголок организовала с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Книги-картинки используются реже. Педагог оставила любимые детьми книги из младшей группы, добавляя новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавила воспитатель коллекцию скороговорок и чистоговорок. Это необходимо, т. к. группа наполнена детьми с нарушением речи. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же выставляются детские рисунки на темы художественных произведений. В своей работе Татьяна Владимировна использует новый вид развития связной речи-изготовление тематических «Лепбуков». Такая работа находит отклик у детей и активизацию не только связной речи,зрительной памяти, воображения, мелкой моторики рук.

На полки книжного уголка педагог выставляет разные виды театра, магнитофон с флешкартой для прослушивания аудиозаписей знакомых сказок.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др. ,

Содержание книжного уголка логопедической группы№1 ДОУ воспитатель Мыльникова Ю. С., Сонина Н. А. вся их педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. В наличии картотеки с артикуляционной гимнастикой, которые необходимо доработать совместно с учителем –логопедом.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов. Так же в группе имеются детские периодические издания. В наличии разнообразные театры в свободном доступе детям.

В подготовительной к школе логопедической группе№2 воспитатели Фомина Т. А. ,Коровина М. А. содержание книжного уголка в этой групп становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.

В подготовительной группе помещены книги в книжный уголок :

• книги на различную тематику (каждый ребё нок может найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.);

• научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.

• Сказки народные и авторские;

• стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

• иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;

• книги, которые дети приносят из дома;

тематические альбомы для рассматривания. Это специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

• портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.

В подготовительной к школе группе добавлены книги на школьную тематику.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, в книжный уголок помещены азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок педагоги поместили буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».

В подготовительной и старшей группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг размещен в книжном уголке.

В младшей группе №5 воспитатели Прилепко Е. А., Ожева организован книжный уголок согласно всем предъявляемым требованиям. В группе имеются различные виды театров. При тематическом контроле педагогам не следует менять тематику непосредственной образовательной деятельности.

В группе № 6 воспитатели: Леонова В. Н., Зинина О. М. организован книжный уголок, в наличии периодической печатной продукции, развивающие раскраски которыми дети пользуются в самостоятельной деятельности. Так же имеются различные виды театров. Настольный, бибабо, конусный, пальчиковый, что несомненно влияет на развитие речи, через пересказ и театрализованную деятельность знакомых литературных произведений.

В группе №7 воспитатели Клименчук Е. Н., Федорова Ж. В. также организован книжный уголок на отдельно стоящем стеллаже. Книги находятся в открытом доступе для детей. Различные виды театров. Однако, периодических изданий нет-рекомендовано, пополнить книжный уголок такими экземплярами.

В группе№8 воспитатели Миллер С. В., Перковская О. А. к оформлению книжного уголка воспитатели подошли ответственно. Все критерии оценки были отражены. Рекомендации-пополнить библиотеку аудиозаписями сказок и потешек. Необходимо сосредоточить книжный уголок в одном месте в групповом помещении.

В группе№9 воспитатели Косарева М. С., Киричек О. Р. Книжный уголок располагается на отдельном стеллаже, прикрепленном к стене. Соответствие содержания уголка частично совпадают с критериями конкурса. Оригинальность и эстетика – этот параметр отсутствует. Так же нет подбора статей и рекомендаций для родителей по знакомству детей с художественной литературой. ТСО в наличии, которые используются в совместной деятельности педагогов с детьми.

В группе№10 воспитатели Сивкова А. А., Селецкая Ю. А. На время тематического контроля книжный уголок был оформлен в соответствии критериям конкурса. После тематического контроля, книги находились в недоступном для детей месте. Также в группе отсутствуют ТСО. Рекомендовано оформить подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по пропаганде чтения и любви к книге.

В группе№11 воспитатели Марченко О. Д., Гурьева А. В. Книжный уголок оформлен и соответствует не всем критериям. Нет наличия различных разделов книжного уголка (книга принесенная из дома, книга моей маме- бабушки. и т. д.) Также рекомендовано обратить внимание на эстетику оформления уголка, состояние книг, журналов.

В группе№12 воспитатели Чередова О. А. Прасолова Г. Л. Книжный уголок оформлен в соответствии с критериями конкурса. Наличие нескольких театров. Оперативно внесли дополнения по наличию портретов писателей. Ведется работа по подбору книг с их произведениями. Что в конечном результате благоприятно сказывается на развитие связной речи и мотивации детей. Необходимо устранить дефицит в подборе рекомендаций для родителей.

Проблемы и поиск путей их решения

Изучение развивающей предметно-пространственной среды.

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Книжный уголок в помещении групп ДОУ представляет собой тихую зону с полками - стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей.

Уголки уютные и привлекательные для маленьких читателей. Оформлены уголки картинками с изображением известного детям литературного персонажа: Кот Учёный, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для центра книги выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение — рисунки и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.

Центр книги располагается в светлом месте групп (желательно наличие окон слева и справа).

Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.

В отдельном шкафчике находятся клей, ножницы и бумага для ремонта книг.

В старшей и подготовительной группе в центре книги находится художественная литература, соответствующая возрасту и тематике. Педагоги привлекают внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомят с писателями и их произведениями.

Развивающая среда не построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, развитие связной речи детей с ОВЗ. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Книжные уголки оценивались по следующим критериям

Представление материалов:

1-3 баллов

0 – параметр отсутствует,

1 – параметр не соответствует критериям конкурса,

2 – соответствует частично,

3 – присутствует в полном объеме

Критерии № группы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг)

3 3 3 3 3 3 3 1 3 3 3 3

2. Соответствие содержания уголка возрастным особенностям детей;

3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3

3. Оригинальность и эстетика оформления уголка, состояние книг, журналов

3 3 3 3 3 3 3 0 2 2 0 2

4. Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза, энциклопедии, произведения классиков и современников, наличие познавательной литературы);

3 3 3 3 3 3 3 1 3 3 3 3

5. Наличие периодических детских изданий (журналов)

3 3 3 3 3 2 0 2 3 3 3 3

6. Наличие портретов писателей. Книги с его произведениями;

3 3 3 3 3 1 3 2 2 3 3 2

7. Наличие разделов «Моя любимая книжка» (книги, принесённые из дома, «Книжки моей бабушки» и др.

3 3 3 3 3 2 2 0 3 3 0 3

8. Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по пропаганде чтения и любви к книге

3 3 3 3 3 1 0 0 3 2 3 0

9. Наличие ТСО, аудио записей со сказками, рассказами.

3 3 3 3 3

1 3 1 0 0 3 2

10. Наличие разных видов театров 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 2

Итого : 30 30 30 30 30 23 23 10 24 24 27 24

Группы 1,2,3,4 оценивала учитель-логопед-Новичихина Е. Л.

Группы 5,6,7,9 оценивала старший воспитатель-Саранова Е. А.

Группы 8,10,11,12 оценивала учитель-логопед Захарова О. Д.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал, что во всех возрастных группах НОД по художественно эстетическому развитию детей ведется регулярно согласно годовому тематическому планированию. Этот фактор позволяет сделать вывод о систематической и планомерной работе педагогов, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Рекомендации:

На основе выше изложенного предложено:

В книжном уголке воспитателям с детьми и привлечением родителей организовывать тематические выставки.

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно актуальна для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Длится выставка не более 3-4-х дней, т. к. внимание и интерес детей будет снижаться.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Ответственные: воспитатели

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Ответственные: воспитатели

3. В каждой группе необходимо предусмотреть место для книжного уголка.

Ответственные: воспитатели

4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Ответственные: воспитатели

5. Устранить, исправить все недочеты. Принять во внимание, исполнить все рекомендации.

Справку составил старший воспитатель Саранова Е. А___29.11.19 г.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам проведения анализа качества исполнения функции организации в ДОУ Аналитическая справка по итогам проведения анализа качества исполнения функции организации в МБДОУ «Детский сад №19» Муниципальное бюджетное.

Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников 4–5 лет Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников 4-5 лет группа №5 за 2018-2019 учебный.

Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на начало 2019–2020 гг Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на 15.09.2019 Цель мониторинга – исследовать уровень освоения знаний, умений.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи в разновозрастной группе Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи в разновозрастной группе «Чебурашка» МБДОУ «Радуга» филиала в п.

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Планирование и проведение прогулок в младших и средних группах» Цель проверки: Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, посредством организации прогулки. Соблюдение воспитателями.

Справка по итогам оперативного контроля «Комплексная проверка приемных (раздевальных) помещений групп» 26.04.2019г. В период с 05.04.2019 по 08.04.2019 на основании годового плана работы МБДОУ д/с №14 на 2018/2019 учебный год и приказа МБДОУ.

Справка по итогам оперативного контроля «Организация дневного сна детей» 22.04.2019г В период с 09.04.2019 по 12.04.2019 на основании годового плана работы МБДОУ д/с №14 на 2018/2019 учебный год и приказа МБДОУ.

Справка по итогам оперативного контроля «Проверка календарных планов» 25.04.2019г В период с 15.04.2019 по 17.04.2019 на основании годового плана работы МБДОУ д/с №14 на 2018/2019 учебный год и приказа МБДОУ.

Справка по итогам тематического контроля «Состояние профориентационной работы с дошкольниками» На основании приказа МБДОУ д/с №14 от 06.02.2019 № 68 в период с 06.02.2019 по 25.02.2019 года был проведен тематический контроль согласно.

Справка по итогам тематического контроля в средней группе Справка по итогам тематического контроля в средней группе Тема: «Формирование основ экологической культуры и бережного отношения к природе».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Книжные уголки»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 11:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД