Татьяна Харлова
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Верх – Исетского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 249
о результатах педагогической деятельности
воспитателя МБДОУ – детского сада № 249
Верх-Исетского района города Екатеринбурга
Харловой Татьяны Владимировны
Екатеринбург, 2018
Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы. Педагогам необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений об окружающем мире, что получены репродуктивным путем.
Моя профессиональная деятельность направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому необходимо создать условия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.
Детей необходимо знакомить с информацией, которая пригодится им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать собственные интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Эти основные подходы к развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста и послужили теоретической основой для внедрения поисково-исследовательской деятельности в практику моей работы.
Система педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста включала в себя основные направления:
- организация предметно-пространственной среды, способствующая развитию познавательной активности детей;
- образовательная деятельность с детьми с включением технологии поисково-исследовательской деятельности;
- взаимодействие с педагогами и родителями.
Создание развивающей предметно-пространственной среды осуществляла, опираясь на следующие принципы:
- информативности, что предусматривало разнообразие тематики материалов и оборудования;
- педагогической целесообразности, что позволяло предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражения детей.
- предметно-пространственная среда создавалась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области использовались и в ходе реализации других областей.
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе были созданы условия для исследовательской деятельности детей, которая построена на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Был создан центр «Хочу все знать», который включает в себя детскую мини-лабораторию, библиотеку познавательной литературы, мини-музеи, календарь природы и погоды. Изготовлены различные модели (года, недели, ухода за растениями и др.).
Использовала следующие виды совместной деятельности :
- наблюдения за комнатными растениями, за посадками овощных культур;
- дежурства;
- поисково-познавательную деятельность;
- экскурсии;
- познавательные развлечения, викторины, КВН;
- природоохранные акции;
Участвуя в разных видах деятельности у детей расширился кругозор, научились элементарным проектно-исследовательским умениям и навыкам, появился интерес наблюдать, составлять простейшие модели.
В мини-лаборатории был собран и систематизирован разнообразный материал (природный и бросовый, простейшие приборы и приспособления (лупы, микроскопы, емкости, трубочки, магниты, компасы) для познавательно-исследовательской деятельности.
Совместно с детьми были созданы макеты : «Животные леса», «Жители морей, океанов», «Пустыня», были вовлечены в организацию мини-музеев: «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Царство Хозяйки Медной горы», «Путешествие в страну часов», «Песок пустыни». В группе собрана библиотека познавательной литературы, организована игротека, оформила сборники наблюдений.
Создание разнообразной предметно-пространственной среды способствовало развитию познавательных способностей: дети научились наблюдать, сравнивать, выделять признаки, замечать изменения, обобщать; организовывать и планировать собственную деятельность; приобрели умения по получению и обработке информации разными способами. Использование материалов и оборудования способствовали овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Для активизации познавательной деятельности воспитанников применяла следующие современные технологии: ТРИЗ-технологии (Г. С. Альтшуллер); технологии проблемного диалога (Е. Л. Мельникова); технология «Сказочные лабиринты игры» (В. В. Воскобович); технологии проектной деятельности; информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Совершенствование программно-методического обеспечения заключалось в разработке модели образовательной деятельности по развитию познавательной активности; комплексно-тематического плана по реализации ОО «Познавательное развитие»; разработке плана совместной деятельности педагога и детей в мини-лаборатории, составлении конспектов НОД и картотек опытов и экспериментов по тематическим разделам; сценариев познавательных развлечений, викторин, КВН; подборе наглядно-иллюстративного материала для НОД и диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности детей через поисково-познавательную деятельность.
Планирование детской познавательно-исследовательской деятельности включало :
- совместную поисково-исследовательскую деятельность, организованную педагогом;
- поисково-исследовательскую деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством предметно-пространственной среды);
- НОД с элементами поисково-исследовательской деятельности;
- опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми, в режимных моментах
(на прогулках, в уголке природы в утреннее и вечернее время);
- долгосрочные наблюдения-эксперименты (в уголке природы в утреннее и вечернее время, на прогулке).
Модель педагогической деятельности
Педагогическая деятельность осуществлялась в следующих формах организации образовательного процесса:
1. Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познавательное развитие» на основе принципа интеграции ОО;
2. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми;
3. Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей;
4. Взаимодействие с родителями.
Организация НОД по ОО «Познавательное развитие» была направлена на формирование у детей исследовательских умений и навыков : умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Исследуя с детьми новый объект или явление, придерживалась следующей структуры :
• формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор предположений, выдвинутых детьми;
• проверка предположений, гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности использовала различные стимулы такие как:
• новизна, необычность объекта;
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Считаю важным при организации поисково-исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляло детям включение в поисково-исследовательскую деятельность игровых технологий : развивающие и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Ящик ощущений», «Угадай на вкус», «Узнай по запаху» и т. д.
В режимных моментах инициировала практическую деятельность детей, организуя наблюдения за явлениями природы и разнообразную опытническую деятельность. Опыты проводила как в НОД, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследовали материалы и узнавали, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое и т. д.
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети научились задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым развивала у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
При организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, использовала проблемные ситуации, игры-экспериментирования, моделирование.
Результатом целенаправленной работы является положительная динамика развития уровня познавательной деятельности воспитанников (методики Л. А. Венгера и В. В. Холмовской). Уровень развития познавательного интереса увеличился на 30 %, познавательной активности и мотивации на 40%. У детей сформированы познавательные действия, гибкость и самостоятельность мышления. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Показатели диагностики развития у воспитанников
познавательной активности и интереса
в 2015-2016 учебном году (начало года)
Показатели диагностики развития у воспитанников
познавательной активности и интереса
в 2016-2017 учебном году (конец года)
Добиться положительной динамики в развитии познавательной активности детей было невозможно без установления партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.
Организуя взаимодействие с родителями, опиралась на концептуальные подходы таких современных педагогов как Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Гризик Т. И., Арнаутова Е. П. :
- диалогичность общения;
- деятельностный характер сотрудничества.
Использовала такие формы работы:
- традиционные (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, информационный материал);
- нетрадиционные (совместная деятельность, детско-родительские проекты)
Изготовила информационный материал для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Экологическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Увлекательные опыты». Разработала цикл консультаций «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Совместно с родителями разработала проекты «Моя малая Родина», «Животные наших лесов», «Наш край – Урал»; организовала выставки «Волшебница Осень», «Елочка - колкая иголочка», «Зимушка - Зима». Данные мероприятия способствовали активизации и обогащению воспитательных умений родителей в вопросах познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Повысилась активность участия родителей в образовательном процессе.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что поисково-исследовательская деятельность является особой формой, в которой наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма исследования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма исследования).
В результате проведенной работы, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается существенная положительная динамика в развитии познавательной активности. Можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в отчетный период оказалась эффективной и цель мною была достигнута. Таким образом, использование поисково-исследовательской деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в моей профессиональной деятельности оправдано и целесообразно.
Ежегодно дети группы принимают участие в выставках рисунков, проводимых в ДОУ, посвященных различным событиям: «Осенняя ярмарка», «Волшебница Зима», «Внимание – дорога».
Благодаря целенаправленной работе, воспитанники неоднократно становились лауреатами и дипломантами творческих конкурсов различного уровня: во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Забавные отпечатки» (2015 г.); в городском конкурсе «Всё о профилактике гриппа» (2015 г., приз зрительских симпатий); в районном фестивале конструирования «Юный архитектор» (2016 г.); в районном празднике поэзии «Звездочки» в рамках подпроекта «Одаренные дети» (2017 г. г.); в III открытом районном детском фольклорном фестивале-конкурсе «Гусельки» (диплом 1 степени, 2016 г.); в различных конкурсах МБДОУ – детского сада № 249.
Участвую в подготовке и проведении педагогических советов в образовательном учреждении, на которых представляю опыт работы в данном направлении. Принимала участие в вебинарах всероссийского уровня в Учебно-методическом центре «Школа 2100».
Стараюсь участвовать в различных формах профессионального взаимодействия. Самостоятельно осваиваю и широко применяю в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии: разрабатываю тематические электронные презентации, интерактивный наглядный материал.
Представила результаты своей профессиональной деятельности : во Всероссийских журналах «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ» (2015-2016 г. г.); на XXII городских открытых Педагогических чтениях (2016 г.); на районных педагогических чтениях (2014 г., 2015., 2016 г.). Приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучший конспект НОД» (2015 г.).
Педагогическая деятельность отмечена благодарственными письмами отдела образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (2013-2015 г. г., благодарственными письмами и грамотами МБДОУ – детского сада № 249 (2013-2017 г. г.).
Свою деятельность считаю соответствующей современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, результаты работы – удовлетворяющими потребностям воспитанников и родителей (законных представителей).