МААМ-картинки

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми

Татьяна Харлова
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Управление образования Верх – Исетского района г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 249

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

воспитателя МБДОУ – детского сада № 249

Верх-Исетского района города Екатеринбурга

Харловой Татьяны Владимировны

Екатеринбург, 2018

Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми» размещена в разделах

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы. Педагогам необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений об окружающем мире, что получены репродуктивным путем.

Моя профессиональная деятельность направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому необходимо создать условия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

Детей необходимо знакомить с информацией, которая пригодится им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать собственные интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Эти основные подходы к развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста и послужили теоретической основой для внедрения поисково-исследовательской деятельности в практику моей работы.

Система педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста включала в себя основные направления:

- организация предметно-пространственной среды, способствующая развитию познавательной активности детей;

- образовательная деятельность с детьми с включением технологии поисково-исследовательской деятельности;

- взаимодействие с педагогами и родителями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды осуществляла, опираясь на следующие принципы:

- информативности, что предусматривало разнообразие тематики материалов и оборудования;

- педагогической целесообразности, что позволяло предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражения детей.

- предметно-пространственная среда создавалась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области использовались и в ходе реализации других областей.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе были созданы условия для исследовательской деятельности детей, которая построена на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Был создан центр «Хочу все знать», который включает в себя детскую мини-лабораторию, библиотеку познавательной литературы, мини-музеи, календарь природы и погоды. Изготовлены различные модели (года, недели, ухода за растениями и др.).

Использовала следующие виды совместной деятельности :

- наблюдения за комнатными растениями, за посадками овощных культур;

- дежурства;

- поисково-познавательную деятельность;

- экскурсии;

- познавательные развлечения, викторины, КВН;

- природоохранные акции;

Участвуя в разных видах деятельности у детей расширился кругозор, научились элементарным проектно-исследовательским умениям и навыкам, появился интерес наблюдать, составлять простейшие модели.

В мини-лаборатории был собран и систематизирован разнообразный материал (природный и бросовый, простейшие приборы и приспособления (лупы, микроскопы, емкости, трубочки, магниты, компасы) для познавательно-исследовательской деятельности.

Совместно с детьми были созданы макеты : «Животные леса», «Жители морей, океанов», «Пустыня», были вовлечены в организацию мини-музеев: «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Царство Хозяйки Медной горы», «Путешествие в страну часов», «Песок пустыни». В группе собрана библиотека познавательной литературы, организована игротека, оформила сборники наблюдений.

Создание разнообразной предметно-пространственной среды способствовало развитию познавательных способностей: дети научились наблюдать, сравнивать, выделять признаки, замечать изменения, обобщать; организовывать и планировать собственную деятельность; приобрели умения по получению и обработке информации разными способами. Использование материалов и оборудования способствовали овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Для активизации познавательной деятельности воспитанников применяла следующие современные технологии: ТРИЗ-технологии (Г. С. Альтшуллер); технологии проблемного диалога (Е. Л. Мельникова); технология «Сказочные лабиринты игры» (В. В. Воскобович); технологии проектной деятельности; информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

Совершенствование программно-методического обеспечения заключалось в разработке модели образовательной деятельности по развитию познавательной активности; комплексно-тематического плана по реализации ОО «Познавательное развитие»; разработке плана совместной деятельности педагога и детей в мини-лаборатории, составлении конспектов НОД и картотек опытов и экспериментов по тематическим разделам; сценариев познавательных развлечений, викторин, КВН; подборе наглядно-иллюстративного материала для НОД и диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности детей через поисково-познавательную деятельность.

Планирование детской познавательно-исследовательской деятельности включало :

- совместную поисково-исследовательскую деятельность, организованную педагогом;

- поисково-исследовательскую деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством предметно-пространственной среды);

- НОД с элементами поисково-исследовательской деятельности;

- опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми, в режимных моментах

(на прогулках, в уголке природы в утреннее и вечернее время);

- долгосрочные наблюдения-эксперименты (в уголке природы в утреннее и вечернее время, на прогулке).

Модель педагогической деятельности

Педагогическая деятельность осуществлялась в следующих формах организации образовательного процесса:

1. Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познавательное развитие» на основе принципа интеграции ОО;

2. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми;

3. Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей;

4. Взаимодействие с родителями.

Организация НОД по ОО «Познавательное развитие» была направлена на формирование у детей исследовательских умений и навыков : умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследуя с детьми новый объект или явление, придерживалась следующей структуры :

• формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор предположений, выдвинутых детьми;

• проверка предположений, гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности использовала различные стимулы такие как:

• новизна, необычность объекта;

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

Считаю важным при организации поисково-исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляло детям включение в поисково-исследовательскую деятельность игровых технологий : развивающие и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Ящик ощущений», «Угадай на вкус», «Узнай по запаху» и т. д.

В режимных моментах инициировала практическую деятельность детей, организуя наблюдения за явлениями природы и разнообразную опытническую деятельность. Опыты проводила как в НОД, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследовали материалы и узнавали, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое и т. д.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети научились задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым развивала у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

При организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, использовала проблемные ситуации, игры-экспериментирования, моделирование.

Результатом целенаправленной работы является положительная динамика развития уровня познавательной деятельности воспитанников (методики Л. А. Венгера и В. В. Холмовской). Уровень развития познавательного интереса увеличился на 30 %, познавательной активности и мотивации на 40%. У детей сформированы познавательные действия, гибкость и самостоятельность мышления. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Показатели диагностики развития у воспитанников

познавательной активности и интереса

в 2015-2016 учебном году (начало года)

Показатели диагностики развития у воспитанников

познавательной активности и интереса

в 2016-2017 учебном году (конец года)

Добиться положительной динамики в развитии познавательной активности детей было невозможно без установления партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

Организуя взаимодействие с родителями, опиралась на концептуальные подходы таких современных педагогов как Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Гризик Т. И., Арнаутова Е. П. :

- диалогичность общения;

- деятельностный характер сотрудничества.

Использовала такие формы работы:

- традиционные (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, информационный материал);

- нетрадиционные (совместная деятельность, детско-родительские проекты)

Изготовила информационный материал для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Экологическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Увлекательные опыты». Разработала цикл консультаций «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Совместно с родителями разработала проекты «Моя малая Родина», «Животные наших лесов», «Наш край – Урал»; организовала выставки «Волшебница Осень», «Елочка - колкая иголочка», «Зимушка - Зима». Данные мероприятия способствовали активизации и обогащению воспитательных умений родителей в вопросах познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Повысилась активность участия родителей в образовательном процессе.

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что поисково-исследовательская деятельность является особой формой, в которой наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма исследования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма исследования).

В результате проведенной работы, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается существенная положительная динамика в развитии познавательной активности. Можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в отчетный период оказалась эффективной и цель мною была достигнута. Таким образом, использование поисково-исследовательской деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в моей профессиональной деятельности оправдано и целесообразно.

Ежегодно дети группы принимают участие в выставках рисунков, проводимых в ДОУ, посвященных различным событиям: «Осенняя ярмарка», «Волшебница Зима», «Внимание – дорога».

Благодаря целенаправленной работе, воспитанники неоднократно становились лауреатами и дипломантами творческих конкурсов различного уровня: во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Забавные отпечатки» (2015 г.); в городском конкурсе «Всё о профилактике гриппа» (2015 г., приз зрительских симпатий); в районном фестивале конструирования «Юный архитектор» (2016 г.); в районном празднике поэзии «Звездочки» в рамках подпроекта «Одаренные дети» (2017 г. г.); в III открытом районном детском фольклорном фестивале-конкурсе «Гусельки» (диплом 1 степени, 2016 г.); в различных конкурсах МБДОУ – детского сада № 249.

Участвую в подготовке и проведении педагогических советов в образовательном учреждении, на которых представляю опыт работы в данном направлении. Принимала участие в вебинарах всероссийского уровня в Учебно-методическом центре «Школа 2100».

Стараюсь участвовать в различных формах профессионального взаимодействия. Самостоятельно осваиваю и широко применяю в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии: разрабатываю тематические электронные презентации, интерактивный наглядный материал.

Представила результаты своей профессиональной деятельности : во Всероссийских журналах «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ» (2015-2016 г. г.); на XXII городских открытых Педагогических чтениях (2016 г.); на районных педагогических чтениях (2014 г., 2015., 2016 г.). Приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучший конспект НОД» (2015 г.).

Педагогическая деятельность отмечена благодарственными письмами отдела образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (2013-2015 г. г., благодарственными письмами и грамотами МБДОУ – детского сада № 249 (2013-2017 г. г.).

Свою деятельность считаю соответствующей современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, результаты работы – удовлетворяющими потребностям воспитанников и родителей (законных представителей).

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения до школы» Аналитическая справка О результатах промежуточного мониторинга уровней освоения программы «От рождения для школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Аналитическая справка о результатах педагогической диагностики в детском саду Уважаемые коллеги! Свою справку выставила без конкретных цифр и процентов, ДОУ работает по программе "Детство" Всем успехов! Аналитическая.

Аналитическая записка. Аналитическая записка. Я, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Аналитическая записка Анализ анкетирования родителей воспитанников группы «Родничок» МБДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок» в рамках аттестации воспитателя Говоровой.

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности «Без ощущения корней, питающих жизнь, без привязанностей к своей семье,.

Аналитическая записка по итогам анкетирования (декабрь 2017 г.) Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 100% родителей полностью удовлетворены.

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей Цель : выявить уровень удовлетворенности участников образовательных отношений- родителей (законных представителей) воспитанников качеством.

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (2016-2017, 2017-2018 учебных годов) Анкетирование родителей воспитанников.

Аналитическая записка воспитателя ДОУ. Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2014-2017г. г. Меня зовут Созинова Юлия Владимировна, воспитатель первой.

Информационно — аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду Проверке подлежало: • Планирование работы (проверка планирования работы по взаимодействию с родителями). • Работа с родителями по данной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 13:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности: модель и структура исследований с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Харлова (УИ 1094630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД