Лучший педагог года

Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г.

Татьяна Субботина
Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г.

Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г

Аналитический отчёт за2011-12г. г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи работы педагога-психолога:

Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г, г,» размещена в разделах

1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;

• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;

• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

• профилактика;

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры администрации ДОУ, педагогов, родителей;

• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).

Диагностика.

Психодиагностическая работа в учреждении ведётся по следующим направлениям:

• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) -групповая и индивидуальная;

• Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость)-групповая и индивидуальная;

• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) -групповая и индивидуальная;

• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;

• Диагностика детско-родительских отношений (межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая

• Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная

Количественный и качественный анализ проведения диагностических исследований в 2011-12г. г.

№ / название /адресат / количество / результат

первичный срез вторичный срез

1 Познавательные процессы

«Лисичка» Дети 2 мл гр 24 78,66% 83,14%

«Зайчик»дети 2 мл гр 23 81,2% 87,68%

«Белочка» Дети 2 мл. гр 22 82,38% 87,4%

«Незнайка» Дети ср гр 26 83,9% 85,1%

«Дюймовочка» Дети ср. гр 23 87,5% 93,75%

«Колокольчик» Дети ст. гр 25 82,6% 88,4%

«Золушка» Дети ст. гр 12 85,2% 89,8%

2. Готовность к школе

«Буратино» Дети подг. гр 85,7% 90,9%

«Красная шапочка» Дети подг гр. 26 87,1% 91,7%

«Золушка» Дети подг. гр. 13 82,6% 88,9

3 Нервно-психическое развитие

«Одуванчик»

Дети 2гр. ран возр. 87,1%

«Ромашка» Дети 1 мл. гр 91,5%

«Мальвина» Дети 1 мл гр 88,8%

4 Уровень адаптации

Дети гр. «Одуванчик»(выс. ур.) 94,5%

«Ромашка» 37 54% (выс. ур.)

5 Изучение осознания своих эмоций. Дети дошкольного возраста 132 75% 89,5%

6 Исследование эмоционального состояния. Дети дошкольного возраста 132 81% 86%

7 Мотивационная готовность к школе. Дети предшкольного возраста 10 72% 94%

8 Оценка риска эмоционального выгорания Педагоги ДОУ 20 62% 34%

9 Психологический климат в педагогическом коллективе Педагоги ДОУ 38 77% 86%

10 Изучение творческого потенциала педагога Педагоги ДОУ 36 64% 72%

11 Анкета участников клуба

Родители-участники клуба «Мы – счастливая семья» 25 50% 90%

12 Анкета (отношение к ребёнку) Родители 25+20 62% 85%

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов.

В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

Коррекционно-развивающая работа

Система коррекционных мер, реализуемая в МДОУ «ЦРР-детский сад № 17 направлена:

* на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников;

* повышение уровня умственного развития детей;

* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

* овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:

1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.

2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.

3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).

5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

6. Индивидуальный подход к воспитанникам.

7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору).

Структура коррекционно-развивающего сопровождения предусматривала чередование различных видов деятельности:

* музыкально-ритмических упражнений,

* графических заданий,

* дидактических игр,

* проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций.

При построении НОД предусматривалось три основных этапа:

1. мотивационно-ориентировочный,

2. операциональный

3. контрольно-оценочный.

Правила здоровьесбережения при коррекционно-развивающем сопровождении:

* организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;

* регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

* выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

* контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ;

* использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Эффективность коррекционной работы в детском саду:

№ / Название программы/Автор (составитель)/ Адресат / Форма

проведения / сроки / количество встреч детей

1 «Учимся общению» Субботина Т. В.

Александрова С. А Дети, имеющие трудности в общении Игровые, сюжетные, интегрированные Окт-ноя 2011г 8 16

2 Индивидуальная СубботинаТ. В. Дети, имеющие трудности в развитии познавательных процессов тренинги Окт. 2011-май 2012г 2раза в нед 12

3 «Учимся сочувствовать, сопереживать» Семенака С. И. Дети девиантного поведения Тренинговые упражнения Окт 2011г-май 2012г 24 14

4 «Уроки добра» Семенака С. И Дети, имеющие личностные проблемы Тренинговые упражнения Дек2011г-май 2012г 21 12

5 Кружок «Первоклассник» Субботина Т. В. Проблемы мотивационной готовности к школе Тренинговые упражнения Окт11г-апрель 12г 18 8

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Рекомендации

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив ДОУ разрабатывает карты сопровождения развития ребенка. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.

Работа по заполнению карт начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, Вся проводимая работа, начиная с групп раннего возраста и до подготовительной к школе группы, отражена в этих картах, что позволяет вовремя определить «зоны внимания» и «точки роста» у ребенка.

Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов ДОУ и педагогов. Работа с детьми, попадающими в «зону внимания», стала более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты, приобрело скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестала строится по принципу конвейера, что позволило осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка.

Кроме того, в поле зрения попали не только дети с «проблемами» в развитии, но и дети с нормальным развитием, а также с повышенным уровнем способностей. Как следствие этого - потенциальные возможности таких детей раскрываются в полной мере.

Таким образом, внедрение в практику работы карт комплексного сопровождения развития ребенка позволило интегрировать и скоординировать деятельность специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно - развивающей помощи ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии позволяет грамотно определять траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, что соответствует современным критериям гуманного образования.

Консультации

(групповые)

№ тема адресат количество

1 «Что такое ТРИЗ» родители 3

2 «В первый раз в первый класс» родители 6

3 «Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения?» родители 2

4 «Роль семьи при подготовке ребёнка к школе» родители 1

5 «Критерии готовности к школьному обучению» родители 2

6 «Знания и умения 3-х летнего ребёнка» родители 2

7 «Приобщение к двигательной культуре. Найди своё Я» родители 1

8 «Организация предметно-развивающей среды» (консультативная помощь на дому) родители 10

9 «Возрастные особенности детей от года до 3-х лет» родители 3

10 «Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка» педагоги 1

11 «Оптимизация взаимодействия с родителями» педагоги 1

12 «Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления» педагоги 1

13 «Детско-родительские отношения»(индивидуальные и групповые) педагоги 6

14 «Творческий потенциал педагога-важнейшее условие развития креативности дошкольника» педагоги 1

15 «Игровые методы оптимизации взаимодействия воспитателя с родителями» педагоги 2

16 «Рекомендации по организации детского досуга летом» педагоги 1

Консультации

(индивидуальные)

№ тема количество

родители педагоги

1 Психологическое консультирование, связанное со способностями. 20 8

2 Психологическое консультирование, связанное с развитием личности клиента. 23 25

3 Вопросы коммуникативного и социально – перцептивного реагирования. 28 32

4 Проблемам саморегуляции в деловых отношениях. 15 19

5 Проблемы межличностного общения. 12 22

6 Детско – родительские отношения. 34 16

7 Проблемы самочувствия и состояния

здоровья. 26 20

8 Возрастные особенности детей 34 38

9 Психологическая готовность к школе 30 6

Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

Профилактическая работа

Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

№ / тема / форма / адресат / количество

1 «Ребёнок на пороге школьной жизни. Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу» тренинг родители 1

2 «Источник радостных эмоций» Совместное развлечение Дети и родители 1

3 Занятия в клубе «Мы – счастливая семья» Практические упражнения, тренинговые упражнения родители 20

4 Психологическое сопровождение образовательного процесса с помощью алгоритмов ТРИЗ Тренинговые упражнения дети 36

5 «Воспитание произвольности поведения» тренинг родители 1

6 «Развитие творческого потенциала педагога» тренинг педагоги 1

7 «Работаем в режиме инноваций» тренинг педагоги 1

8 «Снятие эмоционального напряжения» тренинг педагоги 1

9 «Роль педагога психолога в мониторинге готовности детей к школе» Семинар-практикум Педагоги групп предшкольного возраста муниципальных образовательных учреждений 1

10 «Развитие общения в сюжетно-ролевой игре» Семинар-практикум Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений 1

11 «Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ» Семинар-практикум Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений 1

Трудности.

Имеется отдельный психологический кабинет, приспособленный для проведения индивидуальной работы и хранения материалов. Нет доступа в интернет.

Задачи на следующий год.

Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГТ, (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.

Педагог-психолог Субботина Т. В.

Публикации по теме:

Формы самоанализа к аттестации Коллеги, возможно, вас заинтересует следующая информация. На сайте ИРООО (Института развития образования Омской области) появились формы.

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г.
Опубликовано: 16 июня 2012 в 19:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД