Получи документы

Аналитический отчет по изучению и организации процесса адаптации детей к детскому саду

Ольга Булат
Аналитический отчет по изучению и организации процесса адаптации детей к детскому саду

Аналитический отчет по изучению и организации процесса адаптации детей к детскому саду

Введение

Младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей, является важным условием их полноценного развития. Развитие в младшем дошкольном возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в деском саду.

Публикация «Аналитический отчет по изучению и организации процесса адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Объект: адаптация детей младшего дошкольного возраста

Предмет: влияние игровой деятельности на детей младшего дошкольного возраста на период адаптации в ДОУ

Поставлены следующие задачи:

- изучить нормативно-правовую, научно-методическую и психолого-педагогическую литературы;

- разработать игровые комплексы по адаптации детей младшего дошкольного возраста;

- разработать рекомендации для родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста;

- оказывать информационную помощь родителям (законным представителям) и привлекать их к совместной образовательной деятельности.

Глава I. Теоретическая обоснованность темы.

1. Понятие адаптации

Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и всязан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка и их семьи в дошкольное учреждение.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду : легкую (1-16 дней, среднюю (16-32 дня, тяжелую (32-64 дней).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное эмоциональное состояние, он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к разным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

2. Факторы, определяющие особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение.

Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям. Рассмотрим основные факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

• Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно- психического развития.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

• Возраст ребенка.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3.5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух – четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обста6новке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

• От уровня развития общения.

По уровню общения детей можно разделить на три группы:

1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость.

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру. Устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

.

3. Условия успешной адаптации

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить группу».

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 3 лет в движении.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком.

Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми, ласковое обращение с ребенком.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателем, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающей игры и упражнения.

Преимущества игры перед другими средствами.

• Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

• помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

• помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

• развивает искусство общения;

• помогает управлять своими чувствами;

• дает возможность переживать массу эмоций.

4. Игровые методики социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего необходимо создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.

5. Игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации

В возрасте 3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).

Основными чертами ребенка 3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры:

1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

5. На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника. Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развития умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.

Также используются игры, целью которых является развитие:

- слухового внимания, восприятия;

- речи, активного словаря;

А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

• они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой.

Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.

Глава II. Анализ результатов педагогической деятельности.

1. Организация работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – недостаточной морфологической зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка 3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Цель: построение модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

• помочь детям младшего дошкольного возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

• использовать новые организационные способы привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом;

• оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

2. Психопрофилактические занятия.

На них я использую приемы предметной игровой деятельности, так как в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Я стараюсь подарить малышам минуту радости, попытаюсь вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, я в игровой форме предполагаю выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основная игровая цель – проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас в гости приглашу»). На этом этапе мною проводятся психопрофилактические занятия, их автор Анна Сергеевна Роньжина.

Цель занятий:

• преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;

• создание положительного эмоционального климата в детском коллективе;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

• развитие восприятия;

• активизация речевых процессов;

• развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам;

• развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

• развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Структура и форма занятий.

Чтобы помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении я провожу психопрофилактические занятия. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. Занятия начинаю проводить сразу после прихода детей в детский сад

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 15 минут. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность активно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе работы я заметила, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию, поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, я варьирую, изменяю последовательность частей, чтобы избежать переутомления детей, или если потерялся интерес к занятию.

В адаптационный период нужны фронтальные игры, направленные на сближение детей друг с другом и с взрослым, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираю с учетом возможностей детей, места проведения и т. д. для этого была организована предметно-развивающая среда, в которой есть все необходимое для проведения игр и игровых упражнений. Например: «Пришел Петрушка» - игрушка Петрушки, «Выдувание мыльных пузырей» - мыльные пузыри, и т. д. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе, поэтому мы с воспитателем обращаем особое внимание на них. Для поднятия настроения и облегчения их душевного состояния я использую пальчиковые игры. Кроме того, эти игры помогают согласованности и координации движений. Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Игры с куклой» не только ободрят и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптивные игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Успешность проведения этих занятий подтверждается положительными динамикой, так как общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность, свободно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

Таблица № 1.

Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации

Начало года 62% 26% 12%

Середина года 78% 18% 4%

Анализ прохождения воспитанниками младшего дошкольного возраста в периода адаптации за истекший срок показало, что изменилось соотношение видов адаптации : количество детей с легкой степенью адаптации увеличилось (увеличение стабильное); количество детей с тяжелой степенью адаптации стабильно небольшое : два – три ребенка по причине: высокая степень опеки. (см. приложение № 1)

Итогом работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста в текущем учебном году являются следующие положительные результаты: через три месяца работы адаптационной группы повторное обследование детей показало, что число детей с легкой и средней степенью адаптации увеличилось, а тяжелая степень адаптации сохранилась у 1 ребенка в силу особенностей семейного воспитания. (см. приложение № 2)

Таблица № 2.

Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации

Начало года 69% 22% 9%

Середина года 87% 12% 1%

Проведенное первичное и повторное диагностирование детей, выявило положительную динамику уровня адаптированности малышей к детскому саду.

Проектировочная часть.

Для реализации проекта поставлены следующие задачи:

- разработать рекомендации для родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста;

- разработать игровые комплексы по адаптации детей младшего дошкольного возраста и внедрить их в образовательный процесс;

- внедрить в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста современные психолого-педагогические, здоровьесберегающие технологии, формы и методы;

- обновлять и совершенствовать предметно-пространственную среду в соответствие с ФГОС ДО.

Заключение.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от обоюдных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, в случае если обе стороны понимают необходимость целенаправленного влияния на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку; чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества

Хочется отметить основные условия, которые позволили получить указанный выше результат деятельности:

• индивидуальный подход к каждому ребенку;

• привлечение и активное участие родителей в проведение групповых мероприятий с детьми, в организации образовательно-воспитательного процесса;

• диагностика уровня адаптированности детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

• анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода

• использование специальных групповых и индивидуальных игр в период адаптации

Проведенное первичное и повторное диагностирование детей, выявило положительную динамику уровня адаптированности детей к детскому сад

Публикации по теме:

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к детскому саду 1. Выявление основных причин эмоциональных проблем у детей раннего возраста в период адаптации к д/с. Адаптация к дошкольному учреждению.

Занятие в период адаптации детей к детскому саду «Вот я какой!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 «КОЛОКОЛЬЧИК» г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ.

Консультация для родителей «Адаптируемся к детскому садику. Сказки для адаптации к детскому саду» АДАПТИРУЕМСЯ К ДЕТСКОМУ САДИКУ Консультация для родителей СКАЗКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ. Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно,.

Консультация для воспитателей «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации к детскому саду» Ребенок пришел в детский сад. Для него каждая новая ситуация-событие необычайной важности. Новая обстановка становится для ребенка сверхсильным.

Консультация «Родителям об адаптации детей к детскому саду» Родителям о адаптации детей к детскому саду. Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного.

Об адаптации детей к детскому саду Об адаптации детей к детскому саду. Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает.

Ошибки родителей при адаптации детей к детскому саду Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду[/b] Ошибка № 1. Внезапный уход Первый день в детском саду обычно нравится всем детям,.

Презентация для педчаса «Секреты успешной адаптации детей к Детскому саду» Воспитатели: Плахотникова Н. А., Ускова Н. В. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного.

Проект по адаптации детей к детскому саду «Мои первые шаги» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду «В детский сад с радостью!» Сейчас ваш малыш начал ходить в детский сад или вы только планируете посещение детского сада? Тогда эта информация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет по изучению и организации процесса адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 2 января 2019 в 13:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД