Папки-передвижки

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год

Ольга Владимировна Провоторова
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год

Информационная справка об образовательном учреждении.

Количество детей в МБДОУ – 103человек.

Количество групп – 6.

Информационная справка о психологической службе МБДОУ.

Стаж работы психолога : общий стаж 15 лет. В должности педагога-психолога 2 год в данном образовательном учреждении, категория – нет, количество ставок (ставки) 1 ставка.

Публикация «Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год» размещена в разделах

Работа педагога-психолога в 2017-2018 учебном году осуществлялась в соответствии с требова-ниями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.

В 2017-2018 учебном году были поставлены следующие цели:

- Гармоничное развитие личности ребёнка в условиях ДОО с учётом требований ФГОС;

- Создание каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации;

-Определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:

• осуществлять охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности роди-телей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоро-вья детей;

• предупреждать возникновение проблем развития ребёнка;

• оказать помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социа-лизации;

• обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных про-грамм и развития ДОО в целом.

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответст-вии с годовым планом:

- психодиагностическая;

- коррекционно-развивающая;

- консультативная;

- профилактика и просвещение.

Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

- диагностика познавательного развития детей (память, внимание, мышление, восприятие, вооб-ражение);

- выявление состояние эмоциональной сферы ребёнка, выявления наличия агрессии;

- выявление детских страхов, использовались методики: «Страхи» (автор А. Л. Захаров); «Два до-ма»;

- положение детей в группе (степень их популярности или отверженности).

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации. Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильные контакты и т. д. 63% детей имели лёгкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 37% детей, тяжёлая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа. Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Психодиагностическая работа.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с це-лью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В начале и в конце 2017-2018 учебного года было проведено диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы.

Цель: Оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; пси-хологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу обу-чения в школе выявлялся с помощью следующих методик:

Объект Методики

Интеллектуальные способно-сти - «Методика экспресс диагностики интеллектуальных спо-собностей детей» (МЭДИС 6-7 лет)

Уровень развития зрительно-моторной координации - Скрининговый тест школьной зрелости Я. Керн – Йераси-ка.

Мотивационная готовность - Опросник «Мотивационная готовность» Л. А. Венгер.

-Отношение ребёнка к школе А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко.

Оценка волевых возможно-стей -«Графический диктант» Д. Б. Эльконин.

Уровень развития внимания - «Поставь значки».

Уровень развития памяти - «10 слов» А. Р. Лурия.

- «10 картинок».

Уровень развития восприятия - «Эталоны» О. М. Дьяченко.

Уровень развития мышления - «4-ый лишний» С. Л. Рубинштейн

- «Последовательные картинки» Н. А. Бернштейн.

Эмоциональный компонент самооценки - «Лесенка» В. Г. Щур.

Уровень тревожности - «Диагностика уровня тревожности» Р. Тэммл, В Амен, М. Доркин.

Данные методики помогают оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятель-ности, возможности работать в соответствии с инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определённым уровнем работоспособности, а так-же умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на вы-полнение следующего.

Таким образом, оценивается сформированность регулярного компонента деятельности в це-лом. Обследование детей подготовительной к школе группы проводилось в подгрупповой форме (по 4-6 человек).

Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.

В начале года в интеллектуальном развитии детей преобладает средний уровень. Большая часть воспитанников справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как внимание, восприятие, память. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных норм развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картин-кам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия.

К концу года, исходя из результатов анализа готовности из 17 выпускников: 14 детей полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют I уровень готовности (в среднем 82%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

2 воспитанника имеют II-ой уровень готовности к школе – условно готовы (11,7%). У этих детей отчасти можно прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недос-таточно сформированного регулярного компонента деятельности.

1 воспитанник не готов к школьному обучению, девочка еще год будет посещать дошкольное уч-реждение. С данный ребёнком на протяжении всего учебного года занимался, и будет заниматься ещё год. педагог-психолог по индивидуальной программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Психологическое обследование детей.

В начале учебного года проводилось психологическое обследование детей дошкольного возраста.

Цель: выявления уровня актуального развития детей, ранее выявление отклонений в развитии. В диагностике применялись следующие методики:

- Беседа об общей осведомлённости;

- «Пирамидка»;

- «Бусы»;

- «Найди отличие»;

«Чего не хватает на рисунках?»;

- «Цветные фигурки»;

- «Матрёшка» 3-составная;

- «Разрезные картинки» (2-4 части);

- «Покажи картинку»;

- «Найди домик для картинки»;

- «Один-два-много»;

- «Моё лицо»;

- «Нелепицы»;

- «Раздели на группы»;

- «Что здесь лишнее?»;

- «Узнай, кто это?»;

- «Какие предметы спрятаны в рисунках?»;

- «Найди и вычеркни»;

- «Последовательные картинки» и др.

По результатам обследования психических процессов были получены следующие показатели: у троих детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам.

Выявление страхов.

Особое внимание обращалось на работу с детьми, которые имеют типичные проблемы в развитии (агрессивные, гиперактивные, застенчивые и тревожные дошкольники). Педагогам и родителям каждой категории детей давались индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с «трудными «детьми.

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить весь спектр страхов и каким конкретно страхом они подвержены.

В старших и подготовительных группах проведена диагностика детских страхов ( авторы: А. И. Захаров и М. Панфилова). По итогам диагностики был составлен банк данных нуждающихся в психологической помощи (10-ть воспитанников) и проведены с ними занятия по коррекции страхов и тревожностей. Занятия проводились по подгруппам 2 раза в неделю. В работе с данной категорией детей использовались следующие методы и приёмы коррекционно-развивающей рабо-ты :

1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует умень-шению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики руки, снижение тревожности.

Коррекционно-развивающая работа.

Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми на-правленные на развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии. В октябре месяце был составлен банк данных нуждающихся в коррекционно-развивающихся занятиях (11-ть воспитанников). Занятия проводились по подгруппам 2 раза в неделю. В работе с данной категорией детей использовались следующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы :

- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения;

- пальчиковая гимнастика;

- графические диктанты;

- дыхательно-координационные упражнения;

- упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутом-ления;

- симметричные рисунки;

- цикл коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у детей стар-шего дошкольного возраста.

Вывод: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать выводы: положительная динамика наблюдается у 82% детей, у остальных 18% воспитанников незначительная динамика.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР.

В течение года с детьми с ЗПР (задержка психического развития, которых в данном учреждении два человека, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, проводились занятия по программе для детей с задержкой психического развития. Данная программа учитывает потенциальные возмож-ности и имеющиеся трудности ребёнка, его индивидуальные особенности.

Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интег-рированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребёнка.

Основные методы программы:

- метод двигательных ритмов;

- метод тактильного опознания предметов;

- метод звукодыхательных упражнений;

- метод подвижных игр;

- консультативно-рисуночный метод;

- метод дидактических игр;

- метод психогимнастики;

- метод коммуникативных игр.

С данной категорией детей работа проводилась в индивидуальной форме 3 раза в неделю. После каждого занятия разрабатывались индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.

Консультирование.

На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого, собираются основные данные, и уточняется запрос.

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью ди-агностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме, кроме того, респон-дентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекоменда-ции по особенностям взаимодействия с ребёнком и способам преодоления трудностей.

Повторные консультации, в некоторых случаях не ограничивались отдельным приёмом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребёнком, и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это родители детей дошкольного возраста и педагоги МБДОУ, большинство запросов были связаны с вопросами адаптации к условиям детского сада, детско-родительских отношений, детских капризов и развития психологии ребёнка.

В процессе консультирования решались следующие задачи: пояснение и уточнение запроса; сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений поведения; диагно-стика нарушений поведения; рекомендации родителям, и педагогам по вопросам воспитания и устранения нарушений. Систематически пополняю информацию, в уголке для психолога «Психо-лог советует» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.

Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помо-гающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимо-действия с дошкольниками:

- «Мотивационная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе»;

- «Характер формируется с детства;

- «Мультфильмы и ребёнок»;

- «Скандал по всем правилам, или как справится с детской истерикой»;

- «Я боюсь! Пути преодоления страха…»

- «Что должен уметь ребёнок в 5-6 лет»;

- «Психологические особенности развития детей 2-3 лет»;

- «Психологические особенности развития детей 3-4 лет»;

- «Игры по развитию сенсорного воспитания для малышей 2-3 лет2;

- «Игры и игрушки в жизни ребёнка»;

- «Варианты материнского поведения; успехи просчёты в воспитании. Анализ различных форм материнского поведения».

- «Как приучить ребёнка к горшку»;

- «Воспитание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»;

- «Ребёнок 4-5-лет»;

- «Возрастные особенности детей 5-6-лет»;

- «Эмоциональное благополучие детей в группе» и мн. др.

Выводы: в целом можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решать многие необходимые задачи консультативной деятельности. Однако большинство консультаций носили разовый характер.

В связи с этим, в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины одноразовых консультаций, а также уделять больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более глубокую работу

Профилактика и просветительская работа.

Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей по-сещающих дошкольное учреждение.

В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литерату-рой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчётную документацию вела согласно нормативно- правовым актам.

Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педа-гогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.

Организационно-методическая работа.

В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях МО по плану работы ДОУ, а также в заседаниях РМО педагогов-психологов и логопедов, где выступила с темой «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения».

Работа с педагогами и детьми проводилась по следующим направлениям:

- С целью диагностического обследования эмоциональной и познавательной сферы детей, а также для выявления нарушений, в течение года была отслежена непосредственно-образовательная дея-тельность в группах детского сада, просмотр прогулок детей на воздухе, также, проводилось на-блюдение за детьми во время свободной деятельности;

- В октябре месяце 2015г. на медико-педагогическом совещании выступила с докладом на тему: «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению»;

- В течение учебного года принимала участие в заседаниях педагогического совета по плану рабо-ты ДОУ;

- Подобраны и систематизированы игры для детей с тяжёлой степенью адаптации;

- Подобраны игры на развитие коммуникативных навыков;

-Подбирался материал к собраниям, консультациям, выступлениям и т. д. для всех участников пе-дагогического процесса и родителей воспитанников (информация для стендов, памятки, индиви-дуальные рекомендации);

- Ежедневно планировала и заполняла отчётную документацию;

- Регулярно изучала передовую научно-методическую литературу из периодических изданий: журналов, сборников и т. д.

Выводы: Методическую деятельность за истёкший период можно оценить как достаточно про-дуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющие-ся программы и разработать новые с учётом потребностей участников образовательного процесса.

Перспективные направления на будущий 2018-2019 учебный год.

Анализируя всю проведённую за истекший период работу можно сказать о том, что: проведён-ная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальней-шем. За счёт индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов, эмоционального состояния детей. Однако есть дети, с которыми пси-хокоррекционная работа будет продолжаться. Существенно повысился интерес родителей к осо-бенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.

Следовательно:

1. На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере общения, устранению страхов.

2. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжать работу с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы)

3. Продолжить работу с педагогами по оптимизации взаимодействия с детьми.

Педагог-психолог МБДОУ детский сад «Солнышко» Провоторова О. В.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Анализ деятельности группы за 2017-2018 уч. год. Воспитатель: Семенова Надежда Анатольевна Списочный состав группы на начало учебного года.

Аналитический отчет воспитателя средней группы «Морячки» о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Аналитический отчет воспитателя средней группы «Морячки» о проделанной работе за 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Яновская Л. В. Помощник.

Аналитический отчет воспитателя старшей группы о проделанной работе за 2017–2018 учебный год В старшей группе всего 37 детей, из них мальчиков – 17, девочек – 20. В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные.

Аналитический отчет о проделанной работе в старшей группе общеразвивающей направленности за 2017–2018 учебный год МАДОУ №58 детский сад «Петушок» Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности. Старший дошкольный возраст.

Отчёт о проделанной работе с родителями в младшей группе за 2017–2018 учебный годОтчёт о проделанной работе с родителями в младшей группе за 2017–2018 учебный год Мир детей и мир взрослых тесно взаимосвязаны. И одним из вариантов укрепление отношений со своим ребенком является активное участие родителей.

Отчёт о проделанной работе в первой младшей группе за 2017–2018 учебный год Воспитатели: Ледяева С. М., Сорокина О. С. Характеристика группы: Списочный состав детей на начало учебного года – 20 детей, из них: 10.

Отчёт о проделанной работе в подготовительной группе за 2017–2018 учебный год Отчёт о проделанной работе в подготовительной группе за 2017 – 2018 учебный год 1. Общая характеристика группы В подготовительной группе.

Отчёт о проделанной работе за 2017–2018 учебный год В средней группе всего 41 ребёнок, из них мальчиков – 22, девочек – 19. В течение учебного года образовательная деятельность была направлена.

Отчёт о проделанной работе за 2017–2018 учебный год инструктора по ФИЗО Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется всё больше внимания. В связи с этим всё большее значение приобретают научные знания,.

Отчёт о проделанной работе за 2017–2018 учебный год воспитателя средней группы Отчет о проделанной работе за 2017 - 2018 учебный год воспитателя средней группы Годовой отчёт воспитателя средней группы «Солнышко».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 11:40
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД