Татьяна Окладникова
Анализ методической работы за 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 31 «Одуванчик»
за 2016-2017 учебный год
Старший воспитатель Окладникова Т. С.
г. Домодедово, 2017 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Одуванчик» расположено по адресу: Московская обл., г. Домодедово, мкрн. Белые Столбы, ул. 2-ая Московская, д. 22.
Публикация «Анализ методической работы за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
В ДОУ функционировало 5 групп, численность воспитанников – 129
• 1-я младшая группа – 26 детей
• 2-я младшая группа - 26 детей
• средняя группа - 26 детей
• старшая группа – 26 детей
• подготовительная к школе группа – 25 детей
В ДОУ реализуются:
• комплексная программа - примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.)
• парциальные программы: «Я-ты-мы» под редакцией О. Л. Князевой; «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко.
Дополнительное образование (на платной основе) осуществляется по направленности:
• художественной – кружок «Творческая мастерская»
Реализация программ обеспечена необходимыми пособиями, современным учебно-игровым, наглядным материалом, методической литературой, физкультурным оборудованием, конспектами и сценариями.
В 2016-2017 учебном году перед ДОУ были поставлены задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур.
2. Развитие коммуникативных способностей детей, овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности
Годовые задачи на 2016-2017 учебный год выполнялись в соответствии с годовым планом.
Первую задачу «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур» коллектив ДОУ решал, используя следующие формы работы :
Педагогический совет на тему «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в контексте ФГОС ДО», где рассматривались вопросы: модель физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; анализ состояния здоровья воспитанников; самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства дошкольного учреждения; организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей; организация двигательной активности детей на прогулке.
Тематические проверки «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Консультации для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ».
Выставка методической литературы «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ», оформление картотеки «Малоподвижные игры на улице и в помещении»,. Работа с детьми :
• непосредственно образовательная деятельность по физической культуре; дни здоровья;
• закаливание, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, двигательная активность на свежем воздухе (прогулки);
• профилактические беседы и занятия;
• досуги и развлечения: осенний досуг «В гостях у осени», спортивное развлечение «Путешествие по планетам», музыкально-спортивные праздники «День знаний», «Сильные, ловкие, смелые», «Веселый стадион»; зимний спортивный праздник «Малые зимние спортивные игры».
• досуги по профилактике детского дорожного травматизма «Правила движения достойны уважения», «Водители и пешеходы», спортивный праздник «Потерянные знаки»
• спектакль кукольного театра «Путешествие в стане Светофории»;
• конкурс рисунков «Я прививки не боюсь»;
Работа с родителями :
• консультация «Расти здоровым, малыш!»;
• памятки, рекомендации на информационных стендах;
• анкетирование «Условия здорового образа жизни в семье»
• конкурс макетов, поделок и рисунков, посвященный профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Подарок юному пешеходу».
Приобретено оборудование для физкультурного зала: набор оборудования для занятий гимнастикой (спортивные скакалки, гимнастические палки, гимнастические ленты на кольцах, мячи фрибол, массажные мячи, обручи) и набор для проведения эстафет и групповых занятий (эстафетные палочки, волшебные платочки, парашют).
В перспективе: продолжать работу по обновлению и приобретению разнообразного оборудования для физкультурного зала (мячи, гимнастические коврики и др.).
Проблема: отсутствие специалиста – инструктора по физической культуре (работает совместитель).
Решение: проводить работу по обеспечению ДОУ педагогическими кадрами.
Для решения второй задачи: «Развитие коммуникативных способностей детей, овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности» были проведены мероприятия и разработаны материалы :
Педагогический совет на тему «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения», где рассматривались следующие вопросы: развитие речи детей дошкольного возраста; моделирование, как средство развития связной речи дошкольников; роль детской книги в речевом развитии детей; развитие связной речи в различных видах детской деятельности; методы и приемы, используемые при рассматривании картин; игры по развитию речи в режимных моментах в течение дня; участие родителей в речевом воспитании детей.
Педагогический час: «Развитие речи дошкольников в игре», «Роль художественной литературы для развития речи детей дошкольного возраста», «Устное народное творчество – основной источник развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Семинар-практикум «Речевое развитие детей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДО. Речевое взаимодействие и его инструменты».
Консультации для воспитателей: «Центр речевого развития в ДОУ», «Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста», «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Развитие и усвоение навыков звукового анализа», «Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию детей»
Методические материалы : оформление папки-передвижки «Развитие речи детей дошкольного возраста», «Развитие речи детей во время прогулки»
Выставка методической литературы «Центр речевого развития в ДОУ»,
Оформление картотеки «Игры по познавательно-речевому развитию»
Смотр-конкурс на лучший центр речевого развития в группах.
Тематические проверки: «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста».
Работа с родителями :
• Родительские собрания: общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка», групповые родительские собрания «Волшебный мир книги», «Любимые книги наших детей», «Книга- лучший друг» и др.
• Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».
• Буклеты «Развитие речи в семье».
• Акция «Книга – лучший подарок».
Педкабинет пополнился методической литературой, наглядными и дидактическими пособиями по развитию речи детей дошкольного возраста.
Выявленная на начало учебного года проблема повышения квалификации педагогов и создание методической базы по речевому развитию детей дошкольного возраста решалась через оказание методической помощи (консультирование, подбор методической литературы) и обмен опытом.
В течение учебного года продолжалась работа по систематизированию знаний педагогов положений ФГОС ДО и организации педагогической деятельности в соответствии с ФГОС:
• Курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО посетили все воспитатели ДОУ (кроме 1 вновь принятого воспитателя).
• На педагогических часах обсуждались темы: «Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», «Реализация ФГОС ДО средствами игровых технологий».
• Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
• Ознакомление с новинками методической литературы и периодических изданий по педагогике и воспитанию, поднимающими вопросы ФГОС ДО.
• Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Организационно-методическая работа.
Организационно-методические мероприятия проводились в соответствии с поставленными задачами и годовым планом.
ДОУ принимал участие:
• в комплексном информационно-профилактическом мероприятии «Внимание – дети!»
• в муниципальном смотре-конкурсе страничек Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса на официальных сайтах образовательных учреждений (участник - Бражникова О. А.);
• в муниципальном конкурсе поделок из природного материала «Краски осени» в рамках «Экологического марафона – 2017» (лауреат – Малик Анна (воспитатель Стрельцова Т. В., участник - Кобыльников Кирилл (воспитатель Кудякова М. Ю);
• в общероссийском рейтинге школьных сайтов
• в муниципальном конкурсе по безопасности дорожного движения «Зеленый огонёк» (участник – воспитатель Казец Е. Ю.)
• в муниципальном конкурсе «Воспитатель года – 2017» (участник – воспитатель Стрельцова Т. В.)
• в муниципальном этапе Московского областного конкурса творческих работ учащихся «Права человека – глазами ребенка» (участник – творческий коллектив д/с №31 «Одуванчик», участник – Мельникова Алена (воспитатель Стрельцова Т. В., участник – Белкина Дарья (воспитатель Стрельцова Т. В.)
• в Едином Дне профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям Подмосковья – безопасные дороги!»;
• во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия»;
• в областном субботнике «Чистый двор – чистая совесть!»;
• в праздновании Дня города (мероприятие - «Символы родного города»)
• в акциях: «Наш лес. Посади свое дерево», «Лес Победы», «Покормите птиц зимой», «Друзья птиц».
• во Всероссийской блиц-олимпиаде «Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию по ФГОС»
• во Всероссийском творческом конкурсе «Пасхальные украшения»
• во Всероссийской олимпиаде «Подари знание». Олимпиада: о великой войне для дошкольников.
• во Всероссийском патриотическом конкурсе «Вечный огонь – Вечная память», посвящённый 72-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне
Были организованы и проведены:
Тематические недели:
• Неделя театра;
• Неделя правовых знаний.
Экскурсии:
• в библиотеку;
• в Госфильмофонд России.
Конкурсы:
• Центров речевого развития;
• центров театрализованной деятельности;
• детско-родительских поделок: «Подарок юному пешеходу», «Осенняя фантазия»; «Мастерская Деда Мороза», «Папа может», «Я к звездам полечу!», «Светлая Пасха», «Этих дней не смолкнет слава»;
• скульптур и построек из снега «Парад снеговиков».
Выставки детских работ : «Вот оно какое, наше лето!», «Здравствуй, осень», «День матери», «Зимние узоры», «Рождественский сувенир», «Для любимой мамочки», «Весеннее настроение», «Дети России – за мир».
Были оформлены и обновлены стенды: «Для вас, родители», «Аттестация», «Уголок потребителя».
Были организованы и проведены:
• праздники, досуги, развлечения: «День знаний», «День дошкольного работника», «В гостях у осени», Новогодние утренники, «Гуляют ребятки в Рождественские святки», «Мамин день – женский день», «Широкая масленица», «Что за прелесть эти сказки», «Мы помним. Мы гордимся» (посвященный Дню Победы, «Стиляги» (Выпускной).
• спортивные развлечения: праздник «Красный, желтый, зеленый», осенний досуг «Осенние мотивы», развлечение «Путешествие по планетам», музыкально-спортивные праздники «День знаний», «Сильные, ловкие, смелые», «Солнечная карусель»; зимний спортивный праздник «Малые зимние олимпийские игры».
• Развлечения по ПДД: праздник «Потерянные знаки», развлечение «Правила движения достойны уважения», досуги «Водители и пешеходы», «О чем говорят нам дорожные знаки», «Профессия - водитель», «На лесном перекрестке», «Улица полна неожиданностей», «Стой, машина! Тише ход! На дороге пешеход»», «Поездка на автомобиле».
Согласно годовому плану, на курсы повышения квалификации были направлены 7 педагогических работников. 90 % работников прошли курсы по введению ФГОС ДО (нет курсов у 1 вновь принятого воспитателя). Воспитатели также повышали свой профессиональный уровень путем посещения ММО, коллективных просмотров непосредственно образовательной деятельности в ДОУ, в работе по самообразованию, на педагогических часах («Развитие речи дошкольников в игре», «Центр речевого развития в ДОУ», «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» и др).
Педагогическими кадрами детский сад укомплектован на 91%, требуются воспитатель и инструктор по физической культуре (работает совместитель). Уровень квалификации в следующем учебном году планируют повышать 3 воспитателя (аттестоваться на 1 квалификационную категорию) : Губанова С. Г., Кудякова М. Ю., Гапеева К. В. ; также планирует аттестоваться на 1 квалификационную категорию музыкальный руководитель – Дубровина Ирина Владимировна.
Проблема: неукомплектованность ДОУ педагогическими кадрами (требуется инструктор по физической культуре и воспитатель, невысокий уровень квалификации педагогических кадров (первую квалификационную категорию имеют 40% педагогических работников, высшую квалификационную категорию - 0%).
Решение: продолжать работу по подбору педагогического персонала; стимулировать воспитателей на повышение уровня квалификации, оказывать консультативную помощь.
Также велась работа с молодыми специалистами по оказанию помощи в организации и планировании воспитательно-образовательного процесса, в организации развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, в подготовке к занятиям, в проведении мониторинга, в работе по самообразованию и др. Молодые специалисты были ознакомлены с особенностями работы с родителями воспитанников и подготовки к эффективному проведению родительского собрания. Молодые воспитатели активно участвуют в организации и проведении праздников, акций в ДОУ, владеют информационно - коммуникационными технологиями.
Сотрудничество с социальными институтами
Проводилась совместная работа с организациями : Белостолбовская средняя школа, Белостолбовская библиотека №5, Госфильмофонд России амбулатория, почта, аптека, детская музыкальная школа, ГДК Белостолбовский Дом культуры.
Проводилась работа по патриотическому воспитанию детей:
Экскурсии детей в Белостолбовскую библиотеку №5, Госфильмофонд России.
В военно-патриотическом музее обновлены экспозиции «Читаем детям о войне», «Война глазами детей», «Растим патриотов». Ко дню Победы были проведены мероприятия: беседы и занятия с детьми, выставка методической литературы по патриотическому воспитанию детей, чтение художественной литературы на тему «Детям о войне», экскурсия в военно-патриотический музей ДОУ, выставка художественной литературы на тему «Читаем детям о войне», конкурс поделок «Этих дней не смолкнет слава», Музыкально-литературная композиция «Мы помним! Мы гордимся!»», возложение цветов к обелиску Славы.
Консультация для родителей «Где побывать с ребенком».
Акции «Бессмертный полк», «Лес Победы», «Наш лес. Посади свое дерево».
Важная роль в деятельности ДОУ отводилась работе с семьей.
Педагогический коллектив ДОУ искал наиболее результативные формы совместной деятельности детского сада, детей и их семей, оказывал методическую помощь семьям воспитанников и привлекал родителей к оказанию помощи детскому саду. Родители и члены семей воспитанников оказывали помощь в благоустройстве территории детского сада, в организации развивающей среды детского сада. Была выявлена проблема: недостаточное вовлечение родителей в совместные мероприятия с детьми.
Решение: в следующем учебном году педагогическому коллективу активизировать работу с родителями посредством использования разнообразных форм работы.
Для родителей проводились:
Родительские собрания (общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка»; групповые: «Давайте познакомимся!», «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников», «За здоровьем в детский сад», «Волшебный мир книги», «Скоро в школу мы пойдем», «Особенности и проблемы речевого развития детей раннего возраста», «Любимые книги наших детей», «Будущие первоклассники» и др.).
Консультации «Где побывать с ребенком», «Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей», «Как провести досуг с детьми».
Рекомендации («Адаптация ребенка к условиям детского сада»,, «15 знаний ребенка перед поступлением в школу» и др.).
Анкетирование («Условия здорового образа жизни в семье», «Развитие связной речи»)
Наглядная информация (буклеты, книжки-ширмы, памятки, плакаты).
Поздравления с Днем матери, 8 Марта, 23 февраля, Днем Победы (концерт, выставки рисунков, поделок, поздравительных открыток).
Конкурсы ( поделок: «Подарок юному пешеходу», «Осенняя фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Я к звездам полечу!», «Этих дней не смолкнет слава»; снежных скульптур и построек «Парад снеговиков»).
Мини-музеи («Русский узор»).
Акции: «Покормите птиц зимой», «Лес Победы», «Зелена планета», «Друзья птиц», «Наш участок лучше всех!».
Проводилась работа по взаимодействию детского сада и школы (принимали участие в праздниках и днях открытых дверей, в субботниках, посещали занятия в школе и в детском саду).
Мониторинг образовательного процесса и детского развития за 2016-2017 учебный год показал :
Общий процент освоения программного материала по образовательным областям составляет:
• «Физическое развитие» - 88,4%
• «Социально-коммуникативное развитие» - 83,7%
• «Познавательное развитие» - 79 %
• «Речевое развитие» - 78 %
• «Художественно-эстетическое развитие» - 80,5 %
Общий процент освоения программы составляет 81,9 %.
Общий процент освоения программного материала по уровню развития интегративных качеств составляет:
«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками» - 87%
«Любознательный, активный» - 84%
«Эмоционально – отзывчивый» -86,5%
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» - 80,5%
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» - 79.5 %
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» - 78%
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» - 80%
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» - 77.5%
«Овладевший необходимыми умениями и навыками» - 79.5%
Общий процент составляет 81,3 %
Анализ успеваемости выпускников нашего учреждения, поступивших в школу, проводился на основе сведений, которые мы получаем, в основном, со слов родителей.
Из 15 выпускников 2014года:
- высокий и средний уровень – 14 человек;
- низкий уровень – 1.
Из 24 выпускников 2015 года:
- высокий и средний уровень –24 человека;
Из 24 выпускников 2016 года:
-высокий и средний уровень- 24 человек.
По результатам мониторинга выпускников 2016-2017 учебного года ожидаем от них хороших результатов в школе в 2017-2018 учебном году.
Принимая во внимание достигнутые результаты и основные проблемы, с которыми столкнулись сотрудники детского сада в 2016-2017 учебном году, были определены перспективы работы на следующий учебный год :
• продолжать совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
• создавать благоприятные условия для полноценного развития дошкольников, используя все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
• согласовывать деятельность воспитателей, узких специалистов и родителей для поднятия качества и эффективности работы по развитию коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность;
• повысить квалификацию педагогов и создать методическую базу по речевому развитию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста;
• развивать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения речевой активности и творческих способностей детей;
• активизировать работу педагогов по эффективному взаимодействию детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
• создавать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через восприятие произведений классической музыки.
Исходя из анализа работы, мы планируем взять на 2017-2018 учебный год
методическую тему :
Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи ДОУ на новый учебный год :
1. Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и формировать потребность в здоровом образе жизни.
2. Совершенствовать работу с дошкольниками по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность.