Получи документы

Анализ по кружку «Фантазия» за 2013–2014 учебный год.

Анна Водяникова
Анализ по кружку «Фантазия» за 2013–2014 учебный год.

Анализ по кружку «Фантазия» за 2013-2014 учебный год.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Анализ по кружку „Фантазия“ за 2013–2014 учебный год,» размещена в разделах

Как педагог, имеющий стаж 10 лет работы в детском саду, могу утверждать, что все дети от мала до велика очень любят рисовать и экспериментировать. Карандаши и фломастеры, кисти и краски, мел, копировальная бумага, свечи - самые элементарные инструменты для творчества. С их помощью дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. В образовательном процессе работа по развитию изобразительных навыков с использованием нетрадиционных техник неоценимо важна с точки зрения не только культурного, эстетического, но и трудового, нравственного и даже умственного развития малышей.

В своей практике я убедилась, что у большинства детей рисование нетрадиционными методами вызывает неподдельный и длительный интерес. Рисование для них – труд вдохновенный и радостный. Однако занятия в привычных, традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью напротив, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Реализовать все свои задумки и возможности детей я смогла благодаря организации занятий по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Фантазия" (образовательная область «Художественное творчество»)

Цель: Развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Задачи:

Развивающие:

- сформировать у детей технические навыки рисования.

- развивать творческое воображение, способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений.

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Образовательные:

- научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.

Предполагаемый результат:

Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.

Формы работы: игры, беседы, работа с наглядным материалом,

практические упражнения для отработки необходимых навыков,

чтение и заучивание художественной литературы, рассматривание репродукций картин.

На своих занятиях в кружке «Фантазия», который был организован для детей 3-7 лет, я стараюсь обучить различным техникам рисования, умению применять их самостоятельно в творчестве. Вместе с детьми мы комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у них формировалось естественная потребность в применении техники по мере того как, развивается творческая фантазия и ребёнок овладевает арсеналом творческих возможностей. Занятия помогают детям воспитать уверенность в своих силах и способностях.

На первых занятиях в кружке, когда я рассказала детям о том, что рисовать можно и без кисточки используя пальчики, ладошки, и даже ножки, а так же различный подручный материал (палочки, паралон, свечи и т. д.) дети на меня смотрели с удивлением и с настороженностью, ведь им не разрешали раньше пачкать руки а, уж ноги тем более! И сколько было восторга и радости от одного намазывания ладошек, не говоря уже о рисунках которые получились в конце занятия. Не было работ, от которых бы дети не получили удовлетворение. Ведьстрогих стандартов тоже не было, было только творчество, фантазия, яркие краски и море удовольствия. Творческий процесс увлекает детей, а малышей особенно!

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Нетрадиционные техники обычно хорошо усваиваются детьми, и спад активности не наблюдается до конца занятия. Сначала они обучаются самым простым приёмам рисования, где используют в качестве инструмента рисования – ладошку и пальцы, например, рисуя ягодку, рыбку, курочку. С использованием различных материалов и техник (монотипия, диатипия, мозаика, ниткография, кляксографии и т. д.). Для этого в занятие вносится музыка, придумывание сказки во время рисования (по мере развития событий на листе бумаги, загадки и т. д. Продолжая, осваивать нетрадиционные способы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими и думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Фантазия». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активностькисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

В самом начале работы по данной теме и в конце года был проведен мониторинг по определению уровня овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Художественное творчество».

Анализ результатов показал, что уровень развития детей, в которой проходил данный кружок выше, чем уровень развития детей подготовительной группы за прошлые года.

Таким образом, кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по нетрадиционному рисованию с использованием современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей даёт положительные результаты.

Используемая литература:

1 Т. А. Цквиткария «Нетрадиционные техники рисования»-Москва 2011г.

2. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

3. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

5. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Публикации по теме:

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУЛЯЕВОЙ Д. В. ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ОТЧЕТ Цель работы: создание и поддержание благоприятного.

Анализ проведенной работы с детьми за три года (2013–2016) Формы и методы работы с детьми:• Национально-региональный компонент; • научность и доступность понятий; • занятия; • развивающие дидактические.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы учителя-логопеда за учебный год Анализ работы учителя-логопеда за 2009-2010 учебный год. На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи: Своевременное выявление.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ "Детский сад №___" за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы на 2013–2014 г. с детьми старше-подготовительной группы Анализ воспитательно-образовательной работы на 2013-2014г. с детьми старше – подготовительной группы Корнеевой Е. В. В старше – подготовительную.

Циклограмма работы с родителями в подготовительной группе воспитателя (2013–2014 учебный год) Приложение № ___ Циклограмма работы с родителями в подготовительной группе воспитателя Данчук О. А. (2013 – 2014 учебный год). Месяц Форма.

Конспекты по самообразованию 2013–2014 Занятие №1. Тема «Почему заяц зимой белый?» Программное содержание: формировать представления детей об образе жизни лесных животных (зайца,.

Отчёт о работе подготовительной логопедической группы №8 за 2013–2014 учебный год Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи: 1. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ по кружку «Фантазия» за 2013–2014 учебный год.
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 18:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД