Галина Коротчина
Анализ работы методического кабинета за 2015–2018 учебного года
Центром всей методической работы нашей группы дошкольного образования является методический кабинет.
Методический кабинет работает по утвержденному графику, где включены все формы работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом. С учетом графика работы кабинета составлена циклограмма работы старшего воспитателя ДОУ, позволяющая реализовать принцип рационального и эффективного подхода к организации системы кабинета.
Публикация «Анализ работы методического кабинета за 2015–2018 учебного года» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Темочки
Стараюсь, чтобы содержание методического кабинета было направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности (при подготовке к рабочему дню, педагогическому совету, семинару, родительскому собранию и т. д.).
В методическом кабинете нашего дошкольного учреждения представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. К ним относятся: Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», «Международная конвенция о правах ребенка»и др. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы и использовать их в своей работе. Ознакомление педагогического коллектива с новыми нормативными документами происходит на консультациях, которые могут быть как запланированными, так и незапланированными в годовом плане, в зависимости от принятия нового закона.
Значительное место в работе кабинета я отвожу правильной организации библиотеки. Книжный фонд ГДО условно делю (как и большинство коллег) на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей представлен раздел «Справочная литература», где размещены различные словари, энциклопедии и другая литература, из которой можно всегда получить необходимую справку. Большое место занимает периодическая печать: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Здоровье дошкольника», «Справочник старшего воспитателя». В библиотеке также выделен раздел «Педагогика и психология», в котором представлены произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии. Среди них: Т. П. Хризман, В. П. Еремеева «Эмоции, речь и активность мозга ребенка» - М. : «Педагогика», 1991г. ; С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» - М. : «Педагогика», 1989 г; Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» - М. : «Просвещение», 1969 г. ; Д. Б. Эльконин «Избранные психологические труды» - М. : «Педагогика», 1989 г; Захаров А. И. «Что снится нашим детям» - СПб. : «Дельта», 1997 г; Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи» - М. : «Просвещение», 1988 г; Л. Н. Галигузова «Ступени общения: от года до семи лет» - М. : «Просвещение», 1992 г. и др.
Значительное место занимает специальная методическая литература. Она распределена следующим образом: игра, физическое воспитание, развитие речи и ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, формирование математических представлений, преемственность со школой, работа с родителями.
В методическом кабинете имеется обширный фонд детской художественной литературы. Чтобы воспитатели не тратили много времени на поиски нужной книги, составляю библиографические списки по темам: книги о нашей Родине, о Москве, о природе, о труде, о транспорте и др.
Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющейся литературы выбрать для каждого воспитателя ту книгу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятиям, к родительскому собранию, в выполнении работы по самообразованию или обобщению опыта. В связи с этим составляю соответствующие аннотации на статьи в журналах, разрабатываю необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
Для своевременного информирования воспитателей о графике занятий, о консультациях, семинарах, заседаниях педсовета и принятых там решениях в методкабинете оформлен стенд «Для вас, воспитатели».
На базе методического кабинета оформляю различные выставки. Они носят как постоянный, так и эпизодический характер. Постоянными являются, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки педагогической литературы», «Знакомим детей с природой», «В помощь воспитателю». Среди эпизодических выставок - «Изучаем педагогическое наследие», «Смотры – конкурсы», «Знакомимся с творчеством писателей (художников, музыкантов и т. д.)», «Аттестация воспитателей», «К новому учебному году» и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.
Наряду с уже имеющимися в ГДО техническими средствами (фотоаппарат, телевизор, музыкальный центр, в 2014 году методический кабинет пополнился новыми ТСО: компьютер, ноутбук, цветной принтер, проектор, экран для м/м презентаций.
Это дало возможность внедрить интерактивные методы в работу педагогического коллектива. В методическом кабинете имеется доступ к сети «Интернет», все воспитатели владеют ИКТ. Это направление деятельности методкабинета является перспективным.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также соответствующим образом организован. На весь наглядный материал составлена картотека с аннотацией: где, в какой группе, на каких занятиях можно использовать ту или иную игрушку, что можно о ней рассказать.
Таким образом, организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.