Папки-передвижки

Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Игумнова Оксана
Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

В начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Когда же ребенок приходит в детский сад его окружают новые люди, которых он раньше не знал и которые составляют новую общность. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью можно сказать, что произошедшие перемены в жизни ребенка - ему на благо. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Публикация «Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» размещена в разделах

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка.

Работа учителя - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития направлена на :

• оказание квалифицированной поддержки родителей;

• помощь взрослым в создании комфортной среды для развития ребенка;

• создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

• формирование адекватного взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Принципы, положенные в основу работы с семьей :

• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

• принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями, и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

• принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;

• принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).

• принцип сравнения. Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями.

Наиболее подходящими формами организации работы с родителями являются:

• консультативно-рекомендательная;

• лекционно-просветительская;

• практические занятия для родителей;

• организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;

• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

• подгрупповые занятия.

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности методов – наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы, изучение продуктов детской деятельности. Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) родителей. Поскольку главной целью проведения анкетирования является использование полученных данных при организации помощи дошкольнику с нарушениями в развитии, то предпочтение чаще всего отдается именным (персонифицированным) анкетам.

Достоинства методы анкетирования :

• получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;

• компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;

• позволяет охватить большое количество семей воспитанников;

• предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;

• простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования :

• риск несамостоятельности ответов родителей;

• возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;

• намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);

• часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);

• трудно собирать анкеты.

Требования к составлению анкеты :

• помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;

• разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;

• вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;

• обязательно применять уважительное обращение «Вы»;

анкета должна быть компактной;

• структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;

• располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;

• формулировать вопросы предельно конкретно;

• каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;

• использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;

• данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

В начале учебного года дефектолог может использовать анкеты для уточнения запросов родителей.

Можно составить анкету на определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе.

В конце учебного года можно провести анкету по изучению удовлетворенности родителей коррекционно-образовательным процессом.

Исходя из ответов родителей на перечисленные вопросы, можно осуществить количественную обработку и дать оценку результатов.

Родители с высоким уровнем мотивации максимально вовлечены в коррекционный процесс, вносят свои предложения по его совершенствованию, систематически выполняют задания дефектолога, являются активными участниками мероприятий в рамках МБДОУ.

Родители со средним уровнем мотивации к сотрудничеству следуют требованиям дефектолога, но их участие в коррекционном процессе в большинстве случаев формальное, инициативность снижена, требуется постоянная стимуляция активности со стороны дефектолога.

Родители с низким уровнем мотивации к сотрудничеству не участвуют самостоятельно в коррекционном процессе выполняют только отдельны поручения педагога либо игнорируют и предпочитая быть пассивными наблюдателями и перекладывая всю ответственность за воспитание и образование своего ребенка на детский сад.

Литература:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2009.

2. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. В. И. Селиверстова; О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М. : ВЛАДАС, 2009.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Опубликовано: 1 марта 2023 в 12:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Игумнова Оксана (УИ 2780370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД