Наталья Петренко
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР
Целью является создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в МБОУ "Лопатинская СОШ" (до) путем повышения физической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.
Задачи:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
Публикация «Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Закаливание организма с целью укрепления сердечно – сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;
Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей;
Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие;
Формирование широкого круга игровых действий;
Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на свежем воздухе, а также соревновательные формы работы : игры-соревнования, эстафеты.
Специальные задачи физического образования и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи с (ОНР) :
Развитие речевого дыхания, развитие речевого и фонематического слуха, развитие звукопроизношения, развитие выразительных движений, развитие общей и мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, развитие коммуникативных функций, развитие музыкальных способностей.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания : рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные ОД).
1.2 Возрастные особенности психофизического развития
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладеют анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям.
Дети с тяжелыми нарушениями речи с (ОНР, отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, например перекатывание мяча с руки на руку, передача его с большого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание в одной позе.
По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здорового низкого уровня ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено. По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.
1.3 Характеристика особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития (по Р. Е. Левиной)
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетание слов и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированные. Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де, часто сопровождаются жестами. В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность. Исходя из внешнего сходства, дети с тяжелыми нарушениями речи с (ОНР, один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела. (Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М. : Просвещение, 1968.)
Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития (по Р. Е. Левиной) Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния.
У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Словообразование у детей сформировано недостаточно. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, не дифференцированность грамматических форм.
1.4 Планируемые результаты освоения программы детьми.
Конечным результатом освоения программы по физической культуре для детей с ОНР является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных) :
Ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Присутствует сформированность основных физических качеств и потребности в двигательной активности. Происходит накопление и обогащение двигательного опыта, и овладение основными видами движения;
Что осваивает ребенок
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена.
2. Общеразвивающие упражнения:
- способы выполнения упражнений с различными предметами,
- направления и последовательность действий отдельных частей тела,
3. Основные движения:
- вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,
- равномерный бег в среднем и медленном темпе,
- способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
- «школу мяча», способы метания в цель и вдаль,
- лазание одноименным и разноименным способами.
4. Подвижные и спортивные игры:
- правила игр,
- способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий лыжный ход,
Минимальные результаты:
Бег на 30 м.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .7 ,6 - 9 ,0 сек
Прыжок в длину с места.. .. .. .. . …90-106 см
Прыжок в длину с разбега.. .. . …. 120 - 150 с
Прыжок в высоту.. .. .. .. .. .. …. 30-50 см
Метание предмета:
весом 200 г.. .. .. .. .. .. .. .. . …2.7-.5.4 м
Метание набивного мяча. …. 1.5- 2,6 м
Двигательные умения.
Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега. Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки. Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при пере движении по ограниченной площади опоры. Энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге. Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой.
Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча», свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке.
Самостоятельно провести знакомую подвижную игру. Вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры. Передвигаться на лыжах переменным шагом.