Людмила Сапегина
Арт-терапевтическое занятие «Маска моего страха»
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, на-падения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения.
Оборудование: листы бумаги формата А4, клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски.
Основные этапы:
Публикация «Арт-терапевтическое занятие „Маска моего страха“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Страх и детская тревожность
- Темочки
1. Настрой («разогрев») : использовала технику «Каракули» Д. Винникотта. На этом этапе обсуждение не проводится.
2. Актуализация эмоции страха
Всем: и взрослому, и ребенку — знакомо чувство страха. Закрой глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда тебе было страшно. Придумай этому название. Открой глаза и расскажи о своих чувствах.
3. «Материализация страха».
• Нарисуй свой страх на листе бумаги.
• Поступи с рисунком, как тебе хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.
После того, как ребенок расправились со своим материализованным в рисунке страхом, ему предлагается следующая инструкция.
• Нарисуй на листе бумаги страх в виде маски.
• Оторви пальцами лишнюю бумагу — фон. Ножницами пользоваться нельзя.
Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха.
• Рассмотри изображения масок
• Придумай название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположи их на листе ватмана и дорисуйте «картину».
5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
• Что чувствовал, когда работал?
• Что чувствуешь сейчас?
• Как можно помочь себе, если вдруг станет страшно?
• Какого цвета твои чувства, когда бывает страшно?
•Какого цвета твои чувства сейчас?
Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Важно, как ребенок работал, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха.
Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Зачастую, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он сво-боден от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия.
Необходимо иметь в виду, что индивидуальные рисунки страхов, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают.
Страх, как известно, невидим. Материализованный в рисунке маски, он лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Если маска идентифицируется со страхом, ребенок овладевает ситуацией, приобретает власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить, уничтожить другим способом).